Правила инкотермс в законе

Правила инкотермс в законе

Заказать Инкотермс

1. Два новых термина Инкотермс — DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка на месте назначения) — заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин)

Число терминов Инкотермс сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путём включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) вместо терминов Инкотермс 2000 DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин). Согласно указанным двум новым терминам поставка осуществляется в согласованном месте назначения: по термину DAT (Поставка на терминале) путём предоставления товара в распоряжение покупателя разгруженным с прибывшего транспортного средства (как это было ранее по термину DEQ (Поставка с причала); по термину DAP (Поставка в месте назначения) также путём предоставления товара в распоряжение покупателя, но готовым для разгрузки (как это было ранее по терминам DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

Указанные новые правила сделали излишними правила Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна) и DEQ (Поставка с причала). Указание на терминал в термине DAT (Поставка на терминале) может быть в порту, и поэтому термин DAT может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DEQ (Поставка с причала).

Аналогично, прибывшее «транспортное средство» в термине DAP (Поставка в месте назначения) может быть судном, а согласованное место назначения – портом назначения: следовательно, DAP (Поставка в месте назначения) может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна). Указанные новые правила, как и их предшественники, являются терминами «прибытия » (delivered terms), т.е. продавец несёт все расходы (кроме расходов по таможенной очистке для ввоза, если она применима) и риски, связанные с доставкой товара до согласованного места назначения.

2. Классификация 11 терминов Инкотермс 2010

Одиннадцать терминов Инкотермс 2010 можно разделить на две отдельные группы:

ПРАВИЛА ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

EXW Ex Works Франко завод

FCA Free Carrier Франко перевозчик

CPT Carriage Paid to Перевозка оплачена до

CIP Carriage and Insurance Paid to Перевозка и страхование оплачены до

DAT Delivered at Terminal Поставка на терминале

DAP Delivered at Place Поставка в месте назначения

DDP Delivered Duty Paid Поставка с оплатой пошлин

ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

FAS Free Alongside Ship Cвободно вдоль борта судна

FOB Free on Board Свободно на борту

CFR Cost and Freight Стоимость и фрахт

CIF Cost Insurance and Freight Стоимость, страхование и фрахт

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины EXW (Франко завод), FCA (Франко перевозчик), CPT (Перевозка оплачена до), CIP (Перевозка и страхование оплачены до), DAT (Поставка на терминале), DAP (Поставка в месте назначения) и DDP (Поставка с оплатой пошлин). Они могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены, когда частично при перевозке используется судно.

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 оба – пункт поставки и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, и поэтому эти термины именуются «морские и внутренние водные правила». В эту группу входят термины FAS (Свободно вдоль борта судна), FOB (Свободно на борту), CFR (Стоимость и фрахт) и CIF (Стоимость, страхование и фрахт). В трёх последних терминах опущено любое упоминание поручней судна (the ship’s rail) как пункта поставки, так как товар считается поставленным, когда он находится «на борту» судна. Это более точно отражает современную коммерческую реальность и исключает представление о том, что риск перемещается взад-вперёд относительно воображаемой перпендикулярной линии.

3. Правила для внутринациональной и международной торговли

Инкотермс традиционно использовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как, например, Европейский Союз, сделали менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что эти правила могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате правила Инкотермс 2010 в ряде пунктов чётко подчеркивают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо. Два явления убедили ICC в своевременности движения в этом направлении. Во-первых, коммерсанты широко используют правила Инкотермс во внутринациональных договорах купли-продажи. Во-вторых, имеется возрастающее в США желание использовать во внутренней торговле Инкотермс вместо ранее закрепленных в Единообразном торговом кодексе США терминов отгрузки и поставки.

Перед каждым термином Инкотермс 2010 Вы найдёте пояснения. Они выделяют основные моменты по каждому термину Инкотермс, например: когда их следует применять, когда переходит риск, каким образом распределяются расходы между продавцом и покупателем. Эти пояснения не являются частью действующих правил Инкотермс 2010, их целью является помощь пользователю в аккуратном эффективном выборе соответствующего международного торгового термина для конкретной сделки.

5. Электронные коммуникации

Предыдущие версии правил Инкотермс определяли документы, которые могли быть заменены электронными сообщениями (EDI messages). В статьях А1/Б1 Инкотермс 2010 за электронными средствами сообщения признаётся тот же эффект, что и за бумажными сообщениями, если стороны договорились об этом или если это является принятым. Данная формула облегчает эволюцию к новым электронным процедурам в период действия Инкотермс 2010.

6. Страховое покрытие

Правила Инкотермс 2010 представляют первую версию Инкотермс с момента пересмотра Правил лондонских страховщиков (the Institute Cargo Clauses) и учитывают внесённые в эти Правила изменения. В Инкотермс 2010 информация, касающаяся обязанностей по страхованию, помещена в статьи А3/Б3, в которых говорится о договорах перевозки и страхования. Эти положения были перемещены из статей А10/Б10 Инкотермс 2000, имевших общий характер. Формулировки статей А3/Б3 о страховании также дополнены с целью уточнения обязанностей сторон в этом отношении.

7. Контроль безопасности и необходимая для этого информация

В настоящее время возрастает забота о безопасности движения товара, требующая проверки, что товар не представляет угрозы жизни людей или их имуществу по причинам, не связанным с его естественными свойствами. Поэтому в статьях А2/Б2 и А10/ Б10 терминов Инкотермс 2010 между продавцом и покупателем распределены обязанности по осуществлению или оказанию содействия в выполнении формальностей, связанных с контролем безопасности, таких, например, как система информации о наложении арестов.

8. Расходы по обработке на терминале

Согласно терминам Инкотермс CPT, CIP, CFR, CIF, DAT, DAP и DDP продавец обязан осуществить все необходимые меры для обеспечения перевозки товара до согласованного пункта назначения.

Когда фрахт оплачивается продавцом, по существу он оплачивается покупателем, так как расходы по фрахту обычно включаются продавцом в общую цену товара. Расходы по перевозке иногда включают расходы по обработке и перемещению товара в порту или на контейнерном терминале, и перевозчик или оператор терминала могут возложить оплату этих расходов на покупателя, получающего товар. При таких обстоятельствах покупатель заинтересован в избежании двойной оплаты одной и той же услуги – один раз продавцу в виде части общей цены товара и второй раз отдельно перевозчику или оператору терминала. Инкотермс 2010 удалось избежать этого путем четкого распределения таких расходов в статьях А6/Б6 соответствующих терминов.

9. Последующие продажи

В торговле сырьевыми товарами, в отличие от торговли готовыми изделиями, груз часто несколько раз последовательно продается в период перевозки. Если это имеет место, продавец в середине цепочки «не осуществляет отгрузку» товара, поскольку товар уже отгружен первым продавцом в этой цепочке. Поэтому продавец в середине цепочки выполняет свои обязанности в отношении покупателя, осуществляя не отгрузку товара, а предоставление отгруженного товара. С целью уточнения в соответствующие термины Инкотермс 2010 включена обязанность по «предоставлению отгруженного товара» как альтернатива обязанности по отгрузке товара в соответствующих терминах Инкотермс.

Что такое Инкотермс

Инкотермс – это свод правил, используемый для увеличения эффективности и приведения к стандартам условий, направленных на заключение договоров поставок, которые необходимы при оформлении документов на международном уровне. В Инкотермс собраны все основные права и обязанности контрагентов в зависимости от режимов поставок, норм и правил.

Что такое Инкотермс и где его можно использовать?

Понятие «Инкотермс» — это сокращенное название, которое применяется к международным торговым терминам — International commercial terms. Также его можно отнести к избранным терминам, используемым при оформлении договоров купли-продажи.

Торговые термины, используемые в Инкотермс, выступают важными элементами, без которых сложно представить процесс заключения договоров купли-продажи. Их использование обязательно при:

— перевозках товаров от продавца к покупателю;

— соблюдении формальностей на таможне, которые необходимы для осуществления импорта и экспорта товара или сырья, а также для соблюдения формальностей, напрямую связанных с осуществлением контроля безопасности.

Помимо этого, торговые термины растолковывают процесс распределения расходов и рисков между заключающими договор сторонами.
Стороны стараются использовать сокращенные наименования, такие как FOB или CIF, которые объясняют распределения рисков, расходов и функций, которые возникают при передаче груза от продавцов к покупателям. Часто при этом случаются недопонимания в отношении правильности толкований этих и других похожих сокращений.

В связи с этим на международном уровне признали необходимость развития правил, которые можно использовать для расшифровки терминов, использование которых согласовывается при заключении договоров купли-продажи обеими сторонами. Для этого специально и были опубликованы в 1936 году термины International Chamber of Commerce.

Инкотермс 2000 и Инкотермс 2010: в чем между ними разница?

Свод правил Инкотермс пересматривают один раз в 10 лет (Инкотермс 1980, 1990, 2000 и 2010). Это необходимо для того, чтобы отразить в Инкотермс современные реалии коммерческой торговли. Есть опасения их смешения на рынке, если стороны либо не берут в счет изменения, внесенные в правила, либо не уточняют, какая именно версия Инкотермс подлежит применению к их договору.

Чтобы этого избежать, специалисты рекомендуют указывать в договорах купли-продажи ссылки на действующую редакцию этого документа. Во время переговоров стороны должны ссылаться не только на Инкотермс, но и на его редакцию 2010 г. При использовании стандартных текстов договоров обязательно надо проверить, есть ли в них ссылка на Инкотермс 2010, Incoterms 2010.

По статистике, большинство предпринимателей при заключении торговых договоров испытывают определенные трудности при выборе нужного торгового термина.
Благодаря усилиям ICC, направленным на оказание предпринимателям содействия, был внесен пункт в Проформе купли-продажи ICC. В документе проводились различия между «рекомендуемыми» и «иными» терминами. Рекомендуемые термины – это все термины, которые соответствовали терминам в контексте Инкотермс 2010, который применяется ко всем основным видам транспорта и расположенным в Разделе I. Все иные термины были вписаны в Раздел II, они применялись к морскому и внутреннему водному транспорту.

Торговые термины, применяемые в Инкотермс

1) EXW (Ex Works – «Франко завод»)
Термин обязывает продавцов осуществлять поставку в тот момент, когда они предоставляют товар в распоряжение покупателей в своих помещениях – на складе, на предприятии или в другом согласованном месте. Продавцы не обязаны предоставлять погрузку и выполнять другие формальности, связанные с вывозом товара.

  • Условия поставки EXW Инкотермс 2010
  • 2) FCA (Free Carrier – «Франко перевозчик»)
    Термин расшифровывается как передача товаров продавцами перевозчикам или другим лицам, которых выбрали покупатели. Передача происходит в помещениях продавцов или в других ранее оговоренных местах. В таком случае стороны должны четко согласовать места поставки, так как в этих пунктах все риски переходят на покупателей.

    3) CPT (Carriage Paidto – «Перевозка оплачена до»)
    Термин обозначает, что происходит передача груза продавцом перевозчику или иному лицу, номинированному продавцом, которая осуществляется в согласованном сторонами месте. При этом продавец должен оформить договор перевозки и взять на себя ответственность за расходы, которые связаны с доставкой товара до согласованного места.

    4) CIP (Carriageand Insurance Paidto – «Перевозка и страхование оплачены до»)
    Это термин, который обязывает продавцов передать товары перевозчикам или другим лицам, которых номинировали продавцы, в оговоренном сторонами месте. Кроме этого, поставщики должны заключить договор перевозки и взять на себя все расходы, которые потребуются для доставки груза в место назначения. Помимо этого продавцы должны оформить договор страхования, который покроет все риски, связанные с утратой или повреждением товара во время транспортировки.

    5) DAT (Delivered at Terminal – «Поставка на терминале»)
    Термин устанавливает, что продавцы должны осуществить поставку только тогда, когда товары, которые разгрузили с прибывшего ТС, предоставлены покупателям в согласованном сторонами терминале поименованного порта. Данный терминал обозначает любое место: авиа-, железнодорожный или автомобильный терминал, контейнерный двор, склад или причал. За доставку и разгрузку товара в терминале отвечают продавцы.

    6) DAP (Delivere dat Place – «Поставка в месте назначения»)
    Термин обозначает, что продавцы должны осуществить поставку тогда, когда товар на ТС доставили до покупателей в заранее оговоренное сторонами место. Риски, которые связаны с транспортировкой груза, лежат на продавцах.

  • DAP Инкотермс 2010: условия поставки, обязанности сторон

7) DDP (Delivered Duty Paid – «Поставка с оплатой пошлин»)
Термин обозначает, что поставка, которую осуществляют продавцы, когда груз, очищенный от таможенных пошлин, необходимых для импорта, на ТС предоставлен покупателям. За риски и расходы, связанные с транспортировкой товара до места назначения, обязаны нести ответственность продавцы. Они должны выполнить формальности на таможне, возникающие во время вывоза и ввоза товара, и уплатить необходимые сборы.

Правила для морского или внутреннего (речного) водного транспорта:
8) FAS (Free Alongside Ship – «Свободно вдоль борта судна»)
Термин обозначает, что продавцы будут считаться выполнившими свои обязательства, которые связаны с поставкой, когда разместят товар вдоль борта судна (т.е. на барже или причале), номинированного покупателями в согласованном порту. В тот же момент происходит переход рисков с продавцов на покупателей.

9) FOB (Freeon Board – «Свободно на борту»)
Термин устанавливает, что продавцы обязуются поставить товар на борт судна, которое номинировали покупатели, в ранее оговоренном порту, или обеспечивают предоставление товара таким образом. Когда товар находится на борту судна, происходит переход рисков за повреждение или утрату товара с продавцов на покупателей. С того момента расходы за товар несут покупатели.

10) CFR (Cost and Freight – «Стоимость и фрахт»)
Термин обозначает, что продавцы обязуются доставить товар на борт судна или предоставить товар таким образом. Когда товар окажется на судне, происходит переход рисков за повреждение или утрату товара. Фрахт и расходы, которые связаны с доставкой товара до оговоренного порта, оплачивают продавцы, заранее заключившие договор.

11) CIF (Cost InsuranceandFreight – «Стоимость, страхование и фрахт»)
Термин обозначает, что продавцы обязуются осуществить поставку товара на борт судна либо предоставить товар, который поставлен таким образом. Когда товар будет на судне, происходит переход рисков повреждения или утраты товара. Фрахт и расходы, которые потребуются для транспортировки товара до порта назначения, оплачивают продавцы, заключившие договор. Помимо этого они оформляют договор страхования, который будет покрывать всевозможные риски за повреждение товара во время транспортировки.

Чем Инкотермс не сможет помочь

1)Переход права собственности на товар. Согласно многим правовым системам, переход имущественных прав на товар требует, чтобы сторона владела им непосредственно или косвенным образом путем передачи документов, обеспечивающих контроль за распоряжением товара, например морского коносамента. В других правовых системах можно использовать передачу титула, его использование зависит исключительно от договоренности, которая заключается между двумя сторонами.

Договор купли-продажи может определять использование того или иного документа в том случае, если покупатель является собственником товара. Бывает так, что покупатель не является собственником товара, так как продавец может сохранить за собой право собственности до того момента, пока товар не будет полностью оплачен. Согласно нормам права, эти оговорки могут защищать как права покупателя, так и права продавца, поэтому необходимо перед заключением договора купли-продажи хорошо разобраться в данном вопросе. В Проформе купли-продажи ICC подчеркивается, что такая имущественная оговорка о сохранении права собственности не всегда является эффективной и продавец должен внимательно изучить все положения, которые касаются предписания закона в той стране, в которой находится товар, с целью определения, может ли он и до какой степени полагаться на статью 7 части Б Проформы купли-продажи ICC.

2) Освобождение от обязанностей и исключение какой-либо ответственности при наличии неожиданных или непредвиденных обстоятельств.
Согласно Инкотермс, обе стороны должны принимать все обязательства по выполнению каких-либо действий в пользу другой стороны. В качестве примера можно привести случай, когда осуществляется обеспечение перевозки, выполняются все необходимые таможенные формальности для ввоза или вывоза товара, сырья, то есть любых грузов, но при этом одна из сторон освобождается от обязанностей, связанных с их невыполнением. Это особенно актуально для уточнения и рассмотрения, если освобождение предоставляется на основе норм применимого права в соответствии с другими документами, чьи условия несколько отличаются от условий действующего Инкотермс. Например, в соответствии с Венской конвенции 1980 г. обе стороны могут освобождаться от выполнения каких-либо обязательств в силу непредвиденных и непредотвратимых «препятствий, которые находятся вне какого-либо контроля». Все действующие контракты содержат детальную информацию, в которой обязательно есть оговорка о форс-мажорных обстоятельствах или об освобождении от правовой или финансово-материальной ответственности. Все эти положения должны обязательно соответствовать основополагающему принципу статьи № 79 Венской конвенции, подписанной в 1980 году, и брошюре ICC «Оговорка о форс-мажоре и hard ship», выданной в 2003 году. Такая оговорка приводится в Проформе купли-продажи ICC и прописана в статье № 13, часть Б.

Если вследствие непредвиденных форс-мажорных обстоятельств, например, в случае запрещения импорта или экспорта товара, продавец и покупатель освобождаются от импортных или экспортных операций, то в этом случае все их обязанности, которые прописаны в договоре купли-продажи, могут быть отодвинуты, а если меры продолжаются длительное время, то обязанности могут быть полностью исключены. В упомянутой статье № 13 предусматривается 6-месячный срок в том случае, когда сторона имеет право на прекращение договора с предварительным уведомлением. Хотя в Инкотермс не урегулированы обстоятельства, при наличии которых принятое в отношении передачи товара обязательство может быть исключено или изменено. Весьма важно помнить, что любое обязательство независимо от того, регламентируется оно Инкотермс или нет, подлежит регулированию либо нормами применимого права, либо условиями договора.

3) Последствия различных нарушений договора, за исключением тех из них, которые могут касаться переходов возможных рисков и расходов в том случае, когда потребитель товаров или принимающая сторона нарушает обязанности, связанные с принятием товара, или согласно пунктам номинирования грузоперевозчика в соответствии с терминами, относящимися к группе F.

В пунктах А5, Б5, а также пунктах А6 и Б6 Инкотермс в новой редакции речь идет о переходе всех возможных рисков, связанных с распределением возможных допустимых расходов. Согласно содержанию, изложенных в пунктах А5 и Б5, следует, что обязательно осуществляется переход рисков от торговцев к потребителям до момента передачи покупателю товара, в том случае, если осуществляется невыполнение по ранее возложенным обязанностям, связанных с принятием груза, в соответствии с ранее согласованными пунктами, согласно терминам группы F.

Если будут нарушения, то кроме указанных выше специфических ситуаций, которые напрямую касаются нарушений покупателем основных положений Инкотермс, то важно понимать что этот документ не затрагивает никаких последствий невыполнения обязательств по заключению договора купли-продажи. Все эти последствия определены нормами права, которые утверждены на условиях другого договора. Если покупателем частично или полностью задерживается оплата товара, то он обязан выплатить проценты за нарушения условий договора или default interest, согласно статье № 6, в части Б, Проформы, связанной с куплей-продажей ICC. Если осуществляется просрочка в поставке товаров или сырья, то торговец обязательно должен уплатить покупателю согласованные убытки или liquidated damages.

Эти убытки должны обязательно исчисляться в виде процентов, которые отсчитываются от стоимости товара, при этом берется соответствующий период просрочки согласно основным положениям статьи № 10.1, в части Б. В проформе купли-продажи ICC говорится, что просрочка составляет не больше 0,5% от стоимости товара за каждую полную неделю осуществления просрочки. Бывают ситуации, когда неустойка достигает максимального размера и составляет порядка 5% от стоимости товара, в отношении которого была просрочка. Покупатель может отказаться от подписания договора. Он должен направить продавцу извещения, согласно которому он обязан предоставить для осуществления поставки дополнительный срок в пределах 5 дней.

Если товар не соответствует нормам, то необходимо действовать согласно условиям договора в положениях статьи 11 Проформы купли-продажи ICC. В этой статье говорится, что продавец должен осуществить обязательную замену товара с дефектом на товар, который соответствует договору, или согласно пунктам договора необходимо устранить дефекты. Также можно компенсировать соответствующую часть от общей стоимости товара. Если покупатель отказывается от договора, то покупатель может потребовать ранее допустимые убытки в том размере, который будет превышать стоимость от действующей цены на 10%. Если покупатель соглашается на товар с дефектами, то он имеет полное право на получение скидки, которая превышает стоимость товара на 15% и более процентов.

Стороны часто полагают, что действия согласно терминам Инкотермс помогут разрешить все проблемы, которые могут возникнуть на практике. Однако на практике получается, что это далеко не так.

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010)

Правила вступили в действие с 01 января 2011 года

16 сентября 2010 года Международная торговая палата объявила о выпуске новой редакции по использованию национальных и международных торговых терминов. Правила Инкотермс 2010 отражают современные тенденции развития международной торговли, сложившиеся с момента выпуска последней редакции Правил в 2000 году.

Общее количество терминов сокращено с 13 до 11. Также в Правилах появилось 2 новых термина: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в пункте). Кроме того, новая версия содержит небольшое руководство к каждому термину, чтобы помочь пользователям Правил Инкотермс 2010 выбрать нужный термин.

ВВЕДЕНИЕ

Правила Incoterms® (Инкотермс) 1 представляют сокращенные по первым трем буквам торговые термины, отражающие предпринимательскую практику в договорах международной купли-продажи товаров. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям.

1 Incoterms (Инкотермс) является товарным знаком Международной торговой палаты (International Chamber of Commerce, ICC).

Как использовать правила Incoterms® 2010 (Инкотермс 2010)

1. Путем инкорпорации Incoterms® 2010 (Инкотермс 2010) в Ваш договор купли-продажи

При желании применить Incoterms® 2010 (Инкотермс 2010) необходимо четко указать на это в Вашем договоре следующим образом: “[избранный термин Инкотермс, включая поименованное место, в соответствии с] Incoterms® 2010” / Инкотермс 2010”.

2. Путем избрания соответствующего термина Инкотермс

Избранный термин Инкотермс должен соответствовать товару, способу его транспортировки и, кроме того, отражать, до какой степени стороны намерены внести дополнительные обязательства, например, обязательство продавца или покупателя по организации перевозки или страхования. Пояснения к каждому термину содержат информацию, полезную для осуществления такого выбора. Какой бы термин ни был избран, сторонам следует учитывать, что на толкование их договора могут повлиять обычаи портов или иных пунктов.

3. Путем возможно более точного определения пункта или порта

Избранный термин Инкотермс может работать, только если стороны определили пункт или порт, а еще лучше, если стороны определили по возможности как можно более точно такой пункт или порт.

Хорошим примером такого уточнения является следующий: “FCA 38 Cours Albert ler, Paris, France Incoterms® 2010”.

Согласно терминам Инкотермс Ex Works (EXW, Франко завод), Free Carrier (FCA, Франко перевозчик), Delivered at Terminal (DAT, Поставка на терминале), Delivered at Place (DAP, Поставка в месте назначения), Delivered Duty Paid

(DDP, Поставка с оплатой пошлин), Free Alongside Ship (FAS, Свободно вдоль борта судна) и Free on Board (FOB, Свободно на борту), поименованный пункт представляет место, где осуществляется поставка и переход риска на покупателя.

Согласно терминам Инкотермс Carriage Paid То (СРТ, Перевозка оплачена до), Carriage and Insurance Paid To (CIP, Перевозка и страхование оплачены до), Cost and Freight (CFR, Стоимость и фрахт) и Cost, Insurance and Freight (CIF, Стоимость, страхование и фрахт), поименованный пункт отличается от места поставки. Согласно этим четырем терминам Инкотермс поименованный пункт означает место назначения, до которого оплачивается перевозка. Во избежание сомнений или споров указания на такое место, как на пункт или место назначения, могут быть далее определены путем указания на точный пункт в этом пункте или месте назначения.

4. Следует помнить, что Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи

Правила Инкотермс только указывают, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, и какие расходы несет каждая из сторон. Правила Инкотермс не указывают на подлежащую уплате цену или способ оплаты. Они также не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Эти вопросы обычно определяются в ясно выраженных условиях в договоре купли-продажи или в праве, применимом к такому договору. Стороны, однако, должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный термин Инкотермс.

Основные черты Инкотермс 2010

1. Два новых термина Инкотермс — DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) — заменили следующие термины Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин)

Число терминов Инкотермс сокращено с 13 до 11. Это стало возможно путем включения двух новых терминов, которые могут быть использованы вне зависимости от согласованного способа перевозки, а именно: DAT (Поставка на терминале) и DAP (Поставка в месте назначения) вместо терминов Инкотермс 2000: DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна), DEQ (Поставка с причала) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

Согласно указанным двум новым терминам поставка осуществляется в согласованном месте назначения: по термину DAT (Поставка на терминале) путем предоставления товара в распоряжение покупателя неразгруженным с прибывшего транспортного средства (как это было ранее по термину DEQ (Поставка с причала); по термину DAP (Поставка в месте назначения) также путем предоставления товара в распоряжение покупателя, но готовым для разгрузки (как это было ранее по терминам DAF (Поставка на границе), DES (Поставка с судна) и DDU (Поставка без оплаты пошлин).

Аналогично, прибывшее “транспортное средство” в термине DAP (Поставка в месте назначения) может быть судном, а согласованное место назначения — портом назначения: следовательно, DAP (Поставка в месте назначения) может без опаски быть использован в тех случаях, когда применялся термин Инкотермс 2000 DES (Поставка с судна). Указанные новые правила, как и их предшественники, являются терминами “прибытия (delivered terms)”, т.е. продавец несет все расходы (кроме расходов по таможенной очистке для ввоза, если она применима) и риски, связанные с доставкой товара до согласованного места назначения.

2. Классификация 11 терминов Инкотермс 2010

ПРАВИЛА ДЛЯ ЛЮБОГО ВИДА ИЛИ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

EXW Ex Works Франко завод

FCA Free Carrier Франко перевозчик

СРТ Carriage Paid to Перевозка оплачена до

CIP Carriage and Insurance Paid to Перевозка и страхование оплачены до

DAT Delivered at Terminal Поставка на терминале

DAP Delivered at Place Поставка в месте назначения

DDP Delivered Duty Paid Поставка с оплатой пошлин

ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКОГО И ВНУТРЕННЕГО ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

FAS Free Alongside Ship Свободно вдоль борта судна

FOB Free on Board Свободно на борту

CFR Cost and Freight Стоимость и фрахт

CIF Cost Insurance and Freight Стоимость, страхование и фрахт

Первая группа включает семь терминов, которые могут быть использованы независимо от избранного способа перевозки и независимо от того, используется один или несколько видов транспорта. К этой группе относятся термины EXW (Франко завод), FCA (Франко перевозчик), СРТ (Перевозка оплачена до), CIP (Перевозка и страхование оплачены до), DAT (Поставка на терминале), DAP (Поставка в месте назначения) и DDP (Поставка с оплатой пошлин). Они могут быть использованы, даже если морская перевозка вообще отсутствует. Вместе с тем важно помнить, что эти термины могут быть применены, когда частично при перевозке используется судно.

Во второй группе терминов Инкотермс 2010 оба — пункт поставки и место, до которого товар перевозится покупателем, являются портами, и поэтому эти термины именуются “морские и внутренние водные правила”. В эту группу входят термины FAS (Свободно вдоль борта судна), FOB (Свободно на борту), CFR (Стоимость и фрахт) и CIF (Стоимость, страхование и фрахт). В трех последних терминах опущено любое упоминание поручней судна (the ship»s rail) как пункта поставки, так как товар считается поставленным, когда он находится “на борту” судна. Это более точно отражает современную коммерческую реальность и исключает представление о том, что риск перемещается взад-вперед относительно воображаемой перпендикулярной линии.

3. Правила для внутринациональной и международной торговли

Инкотермс традиционно иcпользовались в договорах международной купли-продажи, когда товар пересекал границу. В различных частях света создание торговых союзов, как, например, Европейский Союз, сделали менее важным видимый контроль над товарами при прохождении их через границу соответствующих сторон.

Поэтому в подзаголовках правил Инкотермс 2010 в явно выраженной форме указывается, что эти правила могут быть использованы как в договорах международной купли-продажи товаров, так и во внутринациональных договорах купли-продажи. В результате правила Инкотермс 2010 в ряде пунктов четко подчеркивают, что обязанность по осуществлению экспортно-импортных формальностей имеется только тогда, когда это применимо.

Два явления убедили ICC в своевременности движения в этом направлении. Во-первых, коммерсанты широко используют правила Инкотермс во внутринациональных договорах купли-продажи. Во-вторых, имеется возрастающее в США желание использовать во внутренней торговле Инкотермс вместо ранее закрепленных в Единообразном торговом кодексе США терминов отгрузки и поставки.

Перед каждым термином Инкотермс 2010 Вы найдете пояснения. Они выделяют основные моменты по каждому термину Инкотермс, например: когда их следует применять, когда переходит риск, каким образом распределяются расходы между продавцом и покупателем. Эти пояснения не являются частью действующих правил Инкотермс 2010, их целью является помощь пользователю в аккуратном и эффективном выборе соответствующего международного торгового термина для конкретной сделки.

5. Электронные коммуникации

Предыдущие версии правил Инкотермс определяли документы, которые могли быть заменены электронными сообщениями (EDI messages). В статьях А1/Б1 Инкотермс 2010 за электронными средствами сообщения признается тот же эффект, что и за бумажными сообщениями, если стороны договорились об этом или если это является принятым. Данная формула облегчает эволюцию к новым электронным процедурам в период действия Инкотермс 2010.

6. Страховое покрытие

Правила Инкотермс 2010 представляют первую версию Инкотермс с момента пересмотра Правил лондонских страховщиков (the Institute Cargo Clauses) и учитывают внесенные в эти Правила изменения. В Инкотермс 2010 информация, касающаяся обязанностей по страхованию, помещена в статьи АЗ/БЗ, в которых говорится о договорах перевозки и страхования. Эти положения были перемещены из статей А10/Б10 Инкотермс 2000, имевших общий характер. Формулировки статей АЗ/БЗ о страховании также дополнены с целью уточнения обязанностей сторон в этом отношении.

7. Контроль безопасности и необходимая для этого информация

В настоящее время возрастает забота о безопасности движения товара, требующая проверки, что товар не представляет угрозы жизни людей или их имуществу по причинам, не связанным с его естественными свойствами. Поэтому в статьях А2/Б2 и А10/Б10 терминов Инкотермс 2010 между продавцом и покупателем распределены обязанности по осуществлению или оказанию содействия в выполнении формальностей, связанных с контролем безопасности, таких, например, как система информации о наложении арестов.

8. Расходы по обработке на терминале

Согласно терминам Инкотермс СРТ, CIP, CFR, CIF, DAT, DAP и DDP продавец обязан осуществить все необходимые меры для обеспечения перевозки товара до согласованного пункта назначения.

Когда фрахт оплачивается продавцом, по существу он оплачивается покупателем, так как расходы по фрахту обычно включаются продавцом в общую цену товара. Расходы по перевозке иногда включают расходы по обработке и перемещению товара в порту или на контейнерном терминале, и перевозчик или оператор терминала могут возложить оплату этих расходов на покупателя, получающего товар. При таких обстоятельствах покупатель заинтересован в избежании двойной оплаты одной и той же услуги — один раз продавцу в виде части общей цены товара и второй раз отдельно перевозчику или оператору терминала. Инкотермс 2010 удалось избежать этого путем четкого распределения таких расходов в статьях А6/Б6 соответствующих терминов.

9. Последующие продажи

В торговле сырьевыми товарами, в отличие от торговли готовыми изделиями, груз часто несколько раз последовательно продается в период перевозки. Если это имеет место, продавец в середине цепочки “не осуществляет отгрузку” товара, поскольку товар уже отгружен первым продавцом в этой цепочке. Поэтому продавец в середине цепочки выполняет свои обязанности в отношении покупателя, осуществляя не отгрузку товара, а предоставление отгруженного товара. С целью уточнения в соответствующие термины Инкотермс 2010 включена обязанность по “предоставлению отгруженного товара” как альтернатива обязанности по отгрузке товара в соответствующих терминах Инкотермс.

Вносимые в Инкотермс изменения

Иногда стороны желают дополнить какое-либо правило Инкотермс. Инкотермс 2010 не запрещает подобное дополнение, однако в отношении этого существует опасность. Для избежания нежелательных сюрпризов сторонам целесообразно в их договоре как можно более точно предусмотреть ожидаемый от таких дополнений эффект. Например, если в договоре изменено распределение расходов по сравнению с правилами Инкотермс 2010, сторонам необходимо ясно указать, намерены ли они изменить пункт, в котором риск переходит с продавца на покупателя.

Статус данного Введения

Данное Введение содержит общую информацию по использованию и толкованию Инкотермс 2010, которая не является частью этих условий.

Пояснение используемых в Инкотермс 2010 терминов

Как и в Инкотермс 2000, обязанности продавца и покупателя представлены в зеркальном отражении, в колонке А содержатся обязанности продавца, а в колонке Б — обязанности покупателя. Данные обязанности могут исполняться непосредственно продавцом или покупателем либо иногда в соответствии с условиями договора или согласно применимому праву, через таких посредников, как перевозчики, экспедиторы или иные лица, номинированные продавцом или покупателем с определенной целью.

Текст Инкотермс 2010 является самодостаточным. Однако для содействия пользователям ниже приводится содержание обозначений, используемых далее по всему тексту.

Перевозчик: для целей Инкотермс 2010 перевозчик является стороной, с которой заключен договор перевозки.

Таможенные формальности: требования, которые должны быть выполнены в соответствии с применимым таможенным регулированием и могут включать обязанности в отношении документов, безопасности, информации или фактического осмотра товара.

Поставка: данное понятие является многогранным в торговом праве и практике, однако Инкотермс 2010 использует его для обозначения момента, когда риск утраты или повреждения товара переходит с продавца на покупателя.

Отгрузочные документы: данное понятие используется в заглавии пункта А8. Оно означает документ, подтверждающий поставку (передачу) товара. По многим терминам Инкотермс 2010 отгрузочным документом является транспортный документ или соответствующая электронная запись. Однако по терминам EXW, FCA, FAS и FOB отгрузочным документом может быть и расписка. Отгрузочный документ может иметь и другие функции, например, составлять часть механизма платежа.

Электронная запись или процедура: набор информации, состоящий из одного или нескольких электронных сообщений, и, когда это применимо, функционально выполняющий ту же функцию, что и бумажный документ.

Упаковка: данное понятие используется для нескольких целей:

1. Упаковка товара должна соответствовать требованиям договора купли-продажи.

2. Упаковка товара означает, что товар пригоден для перевозки.

3. Хранение упакованного товара в контейнере или ином средстве транспорта.

В Инкотермс 2010 понятие упаковка включает и первое, и второе указанное значение. Инкотермс 2010 не регулирует обязанности сторон по укладке товара в контейнер и, более того, в случае необходимости, сторонам целесообразно предусмотреть это в договоре купли-продажи.

Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) — это международные правила, признанные правительственными органами, юридическими компаниями и коммерсантами по всему миру как толкование наиболее применимых в международной торговле терминов.

Сфера действия Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) распространяется на права и обязанности сторон по договору купли-продажи в части поставки товаров (условия поставки товаров).

Каждый термин Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) представляет собой аббревиатуру из трех букв.

Здесь представлен полный список терминов Инкотермс 2010 (Incoterms 2010) и необходимые комментарии к ним.

Категория E
Отгрузка

Применение ИНКОТЕРМС

Цель и сфера применения

Область действия ИНКОТЕРМС (от англ. Incoterms — International Commercial Terms) ограничена вопросами, связанными с правами и обязанностями сторон договора купли-продажи в отношении поставки проданных товаров и только в определенных аспектах. Например, согласившись на условия CFR или CIF, продавец не может выполнить этот договор любым иным видом транспорта, кроме морского, так как по этим условиям продавец должен предоставить покупателю коносамент или другой морской транспортный документ, что невозможно сделать, используя иной вид транспорта. Каждый термин представляет собой аббревиатуру из трех букв.
Пункт 6 ст. 1211 ГК РФ предусматривает, что если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, то при отсутствии в нем иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами. Данное положение означает, что стороны могут по собственному усмотрению определить, какие термины и в каком объеме применяются к заключенному договору (для этого необходимо отразить в нем согласие сторон на применение ИНКОТЕРМС).

Не заменяют условия договора

Следует подчеркнуть, что ИНКОТЕРМС не предназначены для замены условий договора, необходимых для полного договора купли-продажи с использованием либо нормативных условий, либо индивидуально оговоренных условий. Другими словами, правила ИНКОТЕРМС лишь указывают, какая из сторон договора купли-продажи должна осуществить необходимые для перевозки и страхования действия, когда продавец передает товар покупателю, и какие расходы несет каждая из сторон. Они не указывают на подлежащую уплате цену или способ оплаты и не регламентируют переход права собственности на товар или последствия нарушения договора. Эти вопросы обычно определяются в ясно выраженных условиях в договоре купли-продажи или в праве, применимом к такому договору.
Правила ИНКОТЕРМС нацелены на облегчение контрагентам процесса заключения и исполнения сделок международной купли-продажи посредством четкого формирования и письменного закрепления стандартных условий договоров.

Оговорка в контракте

Широкое распространение ИНКОТЕРМС при заключении договоров международной купли-продажи объясняется тем, что они фиксируют важные коммерческие и юридические вопросы по фактическому исполнению внешнеэкономического договора купли-продажи. Среди них можно выделить место и момент исполнения обязанностей продавца по передаче товара, переход рисков с продавца на покупателя, распределение обязанностей по оплате необходимых расходов и сборов, включая уплату таможенных платежей, получение экспортных и импортных лицензий и другие.
Для выявления и толкования базисных условий поставки необходимо обратиться к ИНКОТЕРМС соответствующей редакции, на которую сделана ссылка в контракте. Таким образом, данные правила применяются в тех случаях, когда в контракте сделана соответствующая оговорка. При несовпадении условий контракта и положений ИНКОТЕРМС приоритет отдается условиям контракта.

Правовая природа

Стоит отметить, что на основании Закона РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» Правление ТПП РФ Постановлением от 28.06.2001 N 117-13 объявило ИНКОТЕРМС-2000 на территории РФ торговым обычаем.

Вместе с тем по правовой природе ИНКОТЕРМС не являются источником международного частного права в объективном смысле. Но они могут получить юридически обязательное значение, если в договоре сторонами будет на них сделана ссылка. Такая ссылка придаст ИНКОТЕРМС обязывающий характер для сторон, и они приобретут качество субъективного источника прав и обязанностей сторон.
ИНКОТЕРМС не следует рассматривать только как сборник торговых обычаев. Упор необходимо сделать на то, что это доказательство существования самого обычного правила. Отсюда можно прийти к выводу, что даже в тех случаях, когда стороны не ссылались на положения ИНКОТЕРМС, суд может применить к договору эти правила, рассматривая их как одно из доказательств существования торгового обычая.

Доказательство существования обычая

Пунктом 6 ст. 1211 ГК РФ установлено, что, если в договоре использованы принятые в международном обороте торговые термины, при отсутствии в договоре иных указаний считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям обычаев делового оборота, обозначаемых соответствующими торговыми терминами.
Таким образом, ИНКОТЕРМС могут быть отсылкой к контракту и вместе с тем доказательством существования обычая.
Обоснованность применения торговых обычаев признается всеми центрами международного коммерческого арбитража. В РФ это вытекает из содержания п. 3 ст. 28 Закона РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» и параграфа 26 Регламента МКАС при ТПП РФ. В соответствии с указанными документами арбитраж принимает решение, руководствуясь условиями договора и учитывая торговые обычаи, применимые к данной сделке. В пункте 2 ст. 17 Арбитражного регламента МТП содержится аналогичное правило: во всех случаях состав арбитража принимает во внимание положения контракта и соответствующие торговые обычаи.

Международные/национальные акты

Во внешнеэкономических отношениях применяются иные документы, содержащие толкование базисов поставки. К ним можно отнести документы, содержащие общие условия поставок (ОУП). Как правило, это двусторонние межправительственные соглашения, заключенные с Китаем, КНДР, Финляндией, Югославией.
Эти документы определяют общие правила и принципы осуществления внешнеторговых связей между организациями стран-участниц. Однако подобные документы (Соглашение от 20.03.1992 «Об общих условиях поставок товаров между организациями государств — участников Содружества Независимых Государств», Общие условия поставок товаров из СССР в КНР и из КНР в СССР 1990 г., Общие условия поставок товаров между внешнеторговыми организациями СССР и внешнеторговыми организациями КНДР 1981 г.) носят факультативный характер и потому могут применяться сторонами в контрактах по их усмотрению. Другими словами, документы, содержащие общие условия поставок, будут иметь для конкретной сделки обязательный характер в том случае, если на них будет сделана соответствующая ссылка в тексте контракта. Исключения составляют ОУП СССР — КНР, которые зачастую являются обязательными при заключении контрактов с партнерами из КНР.

Существуют и многосторонние ОУП, например ОУП товаров между организациями стран — членов СЭВ. Однако данный документ также носит факультативный характер. В то же самое время указанный документ хорошо себя зарекомендовал в странах Восточной Европы, на Кубе, в Монголии, во Вьетнаме. По этой причине целесообразно применять его положения в контрактах, заключаемых с партнерами из названных стран.

Статус в национальном праве

Несмотря на то что в России ИНКОТЕРМС рассматриваются в качестве неофициальной кодификации во взаимоотношениях с иностранными партнерами, различные органы государства, разрешающие внешнеэкономические споры, обязаны учитывать положения ИНКОТЕРМС в том случае, когда стороны избрали их в качестве регулятора своих отношений.
В случае отсылки к ИНКОТЕРМС в условиях договора считается, что такая отсылка становится контрактным условием. В этом случае судам применять ИНКОТЕРМС стоит тогда, когда их положения не вступают в противоречие с императивными нормами российского права.
В некоторых зарубежных странах, например в Ираке (по всем внешнеторговым сделкам) и Испании (в отношении импортных сделок) (Королевский декрет, изданный в Испании 14 сентября 1979 года), ИНКОТЕРМС имеют силу закона и их применение в контракте носит обязательный характер, а во Франции и в Германии квалифицируются как международный торговый обычай. Во взаимоотношениях с американскими партнерами рекомендуется использовать ИНКОТЕРМС, так как в США широко используются иные торговые термины (Единообразный торговый кодекс США — Uniform Commercial Code, UCC или ЕТК, а также пересмотренные американские торговые термины 1941 года).

Данное обстоятельство необходимо учитывать при заключении контрактов с иностранными партнерами.

Внутренние сделки

В основном ИНКОТЕРМС предназначены для регулирования внешнеэкономических сделок по поставке товара. Другими словами, предприятия должны находиться в разных государствах и товары должны перемещаться через государственную границу.
В то же время не существует запрета относительно регулирования отношений во внутренних сделках и применения ИНКОТЕРМС. Такой вывод вытекает из ст. ст. 421, 422 ГК РФ. В соответствии с названными статьями условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Следовательно, если стороны пришли к соглашению о том, что их внутренние отношения по договору поставки будут регулироваться ИНКОТЕРМС полностью либо в определенной части вопросов, указанные правила будут применяться в той части, в которой российским законодательством допускается такое регулирование.
Использование ИНКОТЕРМС позволяет достичь единообразного в коммерческом обороте уточнения диспозитивных правил ст. 458 (о моменте исполнения обязанности продавца передать товар), ст. 459 (о моменте перехода риска случайной гибели товара), ст. 510 ГК РФ (определяющей порядок поставки товара в виде двух условий: либо путем отгрузки его транспортом, предусмотренным договором поставки, что соответствует условию «франко-перевозчик» FCA ИНКОТЕРМС-2010, либо путем получения товаров покупателем в месте нахождения поставщика).

Договорная практика

Стандартизация в ИНКОТЕРМС договорной практики призвана обеспечить сторонам применение общепринятых ключевых понятий и правильное понимание при их использовании. Но на сегодняшний день остаются проблемы, связанные с отсутствием постоянства договорной практики, недостаточной ясностью ключевых понятий, с отсутствием в ИНКОТЕРМС необходимой точности или небрежностью выбора сторонами неподходящего термина. Бывают случаи, что стороны избирают обозначение, не соответствующее ни одному термину ИНКОТЕРМС (например, FOB+I — «франко-причал»).
Коммерсантам рекомендуется в преамбулах договоров по возможности более точно пояснять, что именно они имеют в виду при использовании того или иного варианта или дополнения к ИНКОТЕРМС.

Налоговые ловушки

Умелое использование базисов поставки по ИНКОТЕРМС оказывает существенное влияние на формирование налогооблагаемой базы, на исчисление и уплату налогов.
Если расходы российского экспортера по доставке товара до места отгрузки включены в цену контракта, то они относятся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если же эти расходы в цену товара не включаются, то их нельзя отнести на себестоимость (Подпункт «у» п. 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552).

Экспортеру экономически выгоднее указывать дополнительные расходы отдельно, а не включать их в стоимость договора. При таком подходе снижается контрактная цена и уменьшаются таможенные платежи и налогооблагаемая база. Но при этом необходимо правильно оформлять контракт и расчетные документы.
Стоит отметить, что ИНКОТЕРМС не определяют порядок перехода права собственности на товар с продавца на покупателя. Такая неопределенность порождает немало спорных ситуаций между российскими экспортерами и налоговыми органами. Нередко момент перехода права собственности налоговики определяют исходя из условий поставки, на основании чего отказывают экспортерам в возмещении НДС. В таких случаях свою правоту предприятиям приходится доказывать в суде (Постановления 14-го ААС от 16.12.2010 по делу N А13-7473/2008, 15-го ААС от 08.12.2009 по делу N А53-11658/2009, 10-го ААС от 23.08.2010 по делу N А41-10918/10, 13-го ААС от 02.03.2009 по делу N А21-5832/2008).

Проблемы с «чужим» товаром

Минфин России и ФНС России поддерживают такую точку зрения, что для целей налогообложения организация вправе учесть затраты только тогда, когда она является собственником товара. Это имеет отношение не только к внешнеторговой деятельности, но и к деятельности на территории РФ. Если у налогоплательщика возникают затраты на содержание, транспортировку, страховку «чужого» товара, то, по мнению контролирующих органов, ему следует предъявить их к оплате контрагенту — собственнику имущества. Владелец вправе учесть у себя затраты для целей налогообложения, связанные исключительно с принадлежащим ему на праве собственности товаром (Комментарии Минфина России, где ведомство на примере российской поставки объясняет налоговые последствия несоответствия момента перехода права собственности и порядка осуществления затрат, содержатся в письме от 19.03.2007 N 03-03-06/1/157).

Поэтому во избежание проблем, связанных с определением даты получения выручки от экспорта товаров, а значит, и с определением момента возникновения налоговых обязательств, при заключении внешнеторгового контракта следует отдельно прописать и момент перехода права собственности на товар. Конечно, лучше всего, чтобы он совпадал с моментом перехода рисков гибели и повреждения товара.
Иная налоговая ловушка касается российских импортеров. Если стороны выбрали условие поставки DDP, то продавец должен уплатить все налоги и сборы, взимаемые при ввозе товара в Россию, в том числе НДС, уплачиваемый на таможне. Но из-за того, что НДС на таможне уплачивается именно иностранным поставщиком, российский импортер не сможет предъявить его к вычету.

Десять лет спустя

Правила ИНКОТЕРМС-2010 были опубликованы 27.09.2010 с обновленными правилами торговли, вступившими в силу с 01.01.2011.
В новой редакции ИНКОТЕРМС-2010 уменьшилось число терминов с 13 до 11. Были включены два новых термина DAT (поставка на терминале) и DAP (поставка в месте назначения) вместо существующих ранее в ИНКОТЕРМС-2000 DAF (поставка на границе), DES (поставка с судна), DEQ (поставка с причала), DDU (поставка без оплаты пошлин). В соответствии с новыми терминами поставка осуществляется в согласованном месте назначения, а именно: по термину DAT — путем предоставления товара в распоряжение покупателя незагруженным с прибывшего транспортного средства, по термину DAP — товар предоставляется в распоряжение покупателя готовым для разгрузки (в наших условиях для перегрузки под таможенным контролем или же для растаможки).
Также имеются различия в распределении расходов и рисков в FOB (франко-борт), CFR (стоимость и фрахт), CIF (стоимость, страхование и фрахт). В ИНКОТЕРМС-2000 при этих же условиях поставки риск переходил после доставки до борта судна, а в ИНКОТЕРМС-2010 переход риска осуществляется после полной погрузки груза на борт судна.

Разделение по группам

Структурно ИНКОТЕРМС-2010 выглядят следующим образом:
— группа E — обязательства продавца минимальны и ограничиваются предоставлением товара в распоряжение покупателя;
— группа F — обязательства продавца ограничиваются отправкой товара, основная перевозка продавцом не оплачивается;
— группа C — продавец организует и оплачивает перевозку товара, но не принимает на себя риски, связанные с перевозкой;
— группа D — расходы и риски продавца максимальны (продавец предоставляет товар в распоряжение покупателя в оговоренном месте назначения и обеспечивает прибытие товара).
Внутри самих групп обязательства различаются незначительно: в группе C по базисам CIF и CIP продавец обязан дополнительно застраховать товар, а в группе D по условию DDP — уплатить импортные пошлины.
Новые правила ИНКОТЕРМС направлены на применение как в международной, так и во внутренней торговле (Это указано на титульной странице официального издания ИНКОТЕРМС).

Обязательства покупателя и продавца представлять контрактную документацию теперь могут быть в виде электронных документов.
В тех случаях, когда необходимо получить страховку, страховые требования изменены с учетом поправок в Институте лондонских страховщиков.
Новыми правилами ИНКОТЕРМС введено обязательство обеих сторон предоставлять всю необходимую информацию по запросу в случаях проведения таможенной импортно-экспортной очистки (в предыдущей редакции отсутствовал такой вид сотрудничества).

Смотрите еще:

  • Гимс штрафы Штрафы ГИМС Всем известно, что незнание законов не освобождает от ответственности. Именно поэтому любому судовладельцу будет чрезвычайно полезно знать, какие штрафы предусмотрены государственной инспекцией по маломерным судам за […]
  • Преступление примеры из истории Самые идеальные преступления. Каждый преступник хочет сделать так, чтобы его не поймали. В ход идут маски, подкуп охраны, хитроумные схемы. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев полиция или ловит нарушителя […]
  • Приказ 1014 минобрнауки рф ПРИКАЗ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 30 августа 2013 г. №1015 В соответствии с частью 11 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» […]
  • Химки нотариус резник Химки нотариус резник +7 (495) 407-62-27 Не хотите ждать в очереди? Запись на приём НОТАРИУС Химкинского нотариального округа Московской областиРезников Сергей Алексеевич Ведёт приём как в порядке живой очереди так и по […]
  • Федеральный закон статья 307 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ"Об аудиторской деятельности" С изменениями и дополнениями от: 1 июля, […]
  • Приказ мвд рб 110 от Приказ МВД России от 24 февраля 2014 г. N 110 "О внесении изменения в Устав патрульно-постовой службы полиции, утвержденный приказом МВД России от 29 января 2008 г. N 80" Приказ МВД России от 24 февраля 2014 г. N 110"О внесении […]