Раскрытие преступлений в россии

Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации

Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений

Учебные задачи:

– формирование общих теоретических знаний об органах, осуществляющих деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации;

– усвоение основных понятий, раскрывающих правовой статус органов по выявлению и расследованию преступлений;

– усвоение направлений деятельности органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации.

В результате изучения этой главы обучающиеся должны.

знать

– основные понятия, используемые для раскрытия правового положения и деятельности органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации;

– теоретические основы деятельности органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений в Российской Федерации;

– полномочия и деятельность органов, осуществляющих предварительное следствие, а также их компетенция;

– полномочия и деятельность органов, осуществляющих дознание, а также их компетенция;

– полномочия и деятельность органов, осуществляющих оперативно- розыскную деятельность, и их компетенция;

уметь

– анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов, осуществляющих выявление преступлений в Российской Федерации;

– анализировать нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус органов, осуществляющих расследование преступлений в Российской Федерации;

– оперировать юридическими понятиями и категориями, раскрывающими правовой статус органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;

– анализировать юридические факты, связанные с полномочиями и деятельностью органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;

– принимать решения, определяющие порядок деятельности органов выявления и расследования преступлений в Российской Федерации;

владеть

– навыками работы с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок и деятельность органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации;

– навыками анализа правоприменительной практики, связанной с деятельностью органов по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации.

Ключевые слова: выявление и расследование преступлений; органы дознания; органы предварительного расследования; органы предварительного следствия; обнаружение преступлений; оперативно-розыскная деятельность; процессуальные действия; оперативно-розыскные мероприятия; подследственность.

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественных отношений от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно- розыскной деятельностью и предварительным расследованием.

Таким образом, выявление и расследование преступлений – два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленной на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.

Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеет определенные особенности. Суть этой деятельности сводится к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а также проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявлении ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенными правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это – органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.

Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение – защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции). В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).

Несмотря на существование специальных законов, регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность – Закона об ОРД.

Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц – органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).

Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:

– расследование уголовных дел (предварительное расследование);

Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, – форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда, и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.

Предварительное расследование, в свою очередь, подразделяется на:

– дознание (ст. 150 УПК РФ).

Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).

От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.

С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее 21.4).

Раскрытие преступлений в россии

​​Данные СКР

Более 90% всех тяжких и особо тяжких преступлений в России успешно раскрываются, привел статистику в эфире радиостанции «Вести FM» официальный представитель Следственного комитета Владимир Маркин. «Раскрываемость по преступлениям в 2006 году была порядка 47,6%. Сейчас общая раскрываемость около 54%, а по тяжким и особо тяжким преступлениям, как убийство, у нас раскрываемость более 91%», — заявил Маркин (цитата по «РИА Новости»).

Он уточнил, что в США раскрываемость по убийствам порядка 74%, в Германии больше 90%, в Канаде порядка 80%. «В этом отношении мы вполне конкурентоспособны с западным следствием», — заключил представитель ведомства.

В СКР оперативно не ответили на запрос РБК, на каких данных основаны выводы Маркина.

Данные МВД

Статистика Маркина не совпадает с данными, которые приводит МВД. Министерство ежемесячно публикует доклады «Состояние преступности в России». Последний отчет был обнародован 15 декабря и охватывает период с января по ноябрь 2015 года. Из документа следует, что всего в России было зарегистрировано 2196646 преступлений, из них раскрыто 1148037 преступлений (52,2%). Однако это единственная цифра, которая приблизительно совпадает с данными Маркина.

Особо тяжких преступлений было зарегистрировано 117459, тяжких — 366574. Согласно статье 15 Уголовного кодекса, «тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы», за особо тяжкие преступления предусмотрено наказание свыше десяти лет.

В 2015 году в России были раскрыты 50759 особо тяжких и 190869 тяжких преступлений, следует из данных МВД. Таким образом, раскрываемость по особо тяжким преступлениям составила 43,2%, а по тяжким — 52%. В докладе МВД отдельно подсчитывается и совокупная раскрываемость тяжких и особо тяжких нарушений закона —​​ 49,9%.

Не совпадает статистика раскрываемости с данными Маркина и по отдельным категориям правонарушений. Убийств и покушений на убийство было зарегистрировано 10603, а раскрыто 8781, то есть 82,8%. Умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — 27737, раскрыто 24459 (88,2%). Похищений человека – 356, раскрыто 240 случаев (67,4%). В связи с незаконным оборотом оружия было выявлено 25391 преступление, раскрыто 18074 (71,1%).

Отдельно в статистике МВД выделены преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Среди них было выявлено 163775 тяжких и особо тяжких преступлений, раскрыто 126446, то есть 77,2%. Также зарегистрировано 70283 тяжких и особо тяжких преступления экономической направленности, раскрыто 35015 (49,8%).

Терроризм, изнасилования и угрозы

Преступлений террористического характера выявлено 1560 (это на 54,6% больше, чем за тот же период 2014 года), раскрыто 501 (то есть 32,1%). Рост числа выявленных преступлений в этой сфере может быть связан с усилившейся борьбой с боевиками запрещенного в России «Исламского государства», предполагали ранее эксперты в разговоре с РБК.

Только по двум категориям раскрываемость превысила 90%: изнасилований и покушений на изнасилование было зарегистрировано 3655, раскрыто 3440 (94,1%); угроз убийством или причинением тяжкого вреда здоровью было выявлено 74832, а раскрыто 71663 (95,7%).

Глава московского профсоюза сотрудников полиции Михаил Пашкин в разговоре с РБК предположил, что Маркин либо просто ошибся с цифрами, либо в ведомстве решили показать, как все хорошо с раскрываемостью преступности, чтобы продемонстрировать свою эффективность.

Кто раскрывает

Роль Следственного комитета в борьбе с преступностью с точки зрения статистики незначительна. Так, СКР выявил 5259 особо тяжких и 4182 тяжких преступления. Для сравнения органы внутренних дел выявили соответственно 72109 и 322798 преступлений. На втором месте по числу зарегистрированных преступлений идут органы наркоконтроля: они выявили 36811 и 23363 преступления соответственно.

По раскрываемости показатели СКР чуть лучше: ведомство раскрыло 24637 особо тяжких и 38496 тяжких преступлений (это 13% от числа всех таких преступлений). Но в данном случае СКР обгоняет остальные ведомства только по особо тяжким преступлениям: органы внутренних дел и наркоконтроля раскрыли 11999 и 13091 особо тяжкое преступление соответственно. По тяжким преступлениям ситуация иная: например, МВД раскрыло 135568 преступлений.

География преступлений

В докладе МВД отражено и распределение тяжких и особо тяжких преступлений по регионам. На первом месте по числу таких преступлений находится самый населенный Центральный федеральный округ: там было зарегистрировано 129323 преступления (раскрыто 42,8%). На втором месте — Приволжский федеральный округ, где выявлено 80991 преступление (раскрыто 53,8%), на третьем — Сибирский федеральный округ с 80802 преступлениями (раскрываемость 53,1%). По остальным округам раскрываемость не превышает 55,9%.

Значительнее всего показатели по преступности по всем категориям тяжести преступлений выросли в трех регионах. В Мурманской области число зарегистрированных правонарушений увеличилось на 46,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, в Ярославской области — на 40,4%, в Башкирии — на 31,8%. Эти же регионы лидируют и по росту нераскрытых преступлений: в Мурманской области рост составил 84,2%, в Башкирии — 65,5%, в Ярославской области — 37,5%.

Примечательно, что статистика МВД позволяет определить, в каком регионе больше всего закон нарушают пьяные люди. Лидирует Кировская область: каждое второе преступление там было совершено в состоянии алкогольного опьянения. Следом идут Чукотка, Удмуртия, Тыва, Якутия, Алтай, Курганская область, Марий Эл, Коми и Башкирия, в этих регионах число преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения,​ составляет от 45,3% до 48,5%.

Через несколько часов после публикации материала в редакцию РБК поступил ответ представителя СКР Владимира Маркина. Он объяснил расхождения в статистике тем, что в ведомстве считали раскрываемость, исходя из числа расследованных преступлений. Подход журналистов Маркин назвал «дилетантским» и указал на попытку «дискредитировать правоохранительные органы».

Ложь и статистика: почему МВД скрывает правду о преступности в России

Это то, что смогли извлечь независимые исследователи даже из открытых данных правоохранительных и судебных органов. До визуализации каждого преступления на карте города, как это практикуется уже во многих странах мира, нам еще очень далеко.

О причинах чрезвычайной скрытности МВД в среду в ВШЭ рассуждали эксперты Комитета гражданских инициатив, «Трансперенси Интернешнл» и Института проблем правоприменения на семинаре «Открытые данные полиции: проблемы и перспективы».

Версии возникли разные: одни считают это результатом некомпетентности и саботажа, другие видят за этим страх ответственности, третьи уверены, что руководство страны не хочет, чтобы общество знало правду об истинных масштабах преступности в России.

Елена Панфилова, директор Центра антикоррупционных исследований «Трансперенси Интернешнл»

«Открытость данных начала бурно расцветать, теперь наблюдается откат. Понятия об открытости данных разные у общества и тех, кто внедряет новые нормы законодательства. Даже по базовым, минимальным требованиям открытости. Нам удалось добиться, чтобы у каждого сотрудника был личный бейдж. Но недавно по Москве ходили толпы полицейских без бейджев, и отказывались представляться. Говорят, теперь опять так принято.

Вообще нет информации о том, почему назначают тех или иных людей, как принимаются решения, где можно посмотреть резюме тех людей, которые рассматриваются в качестве кандидатов на те или иные ключевые посты.

Они хотят, чтобы мы думали, что их пугает технологическая сложность задач. На самом деле их пугает подотчетность. Потому что тогда каждый гражданин сможет узнать, насколько безопасен путь ребенка от школы до дома, район, в котором он живет. Сразу могут возникнуть вопросы, что мы начнем от информационной переходить к правовой подотчетности. А там недалеко и до предложения убрать тех или иных сотрудников.

Есть пример немного из другой темы. У нас до сих пор идет борьба за то, чтобы декларации о доходах чиновников выкладывались в машиночитаемом виде. А у нас часть деклараций заполняется вручную почерком среднестатистического терапевта. Когда спрашиваем почему – говорят, что у нас нет в квалификационных требованиях к госслужащим положения, чтобы они в обязательном порядке владели компьютером. А неофициально объясняют, что если что-то всплывет, видимо, особняк во Франции, то в написанном от руки всегда можно подправить».

Иван Бегтин, глава НП «Информационная культура»

«МВД с точки зрения открытости данных — одно из самых проблемных ведомств. Первая проблема — это просто саботаж. Хотя многое не делается даже не по убеждению, а из-за непрофессионализма: там не понимают, что такое открытые данные, что это должны быть машиночитаемые данные, требующие определенных форматов, чтобы эти данные можно было перегрузить и использовать. МВД же использует .xml файлы, созданные из Word, надувают резиновый танк вместо настоящего.

Глобальная проблема по раскрытию муниципальных данных, всего, что ниже регионов, — она просто отсутствует. Ее нет даже по некоторым регионам, например, по Москве. В лучшем случае мы имеем статистику лет за 10, ниже нет, хотя все велось. В то же время уровень понимания в регионах, что эта информация нужна, даже выше, чем на федеральном уровне. На некоторых собственных региональных сайтах уровень открытости был выше. Но после консолидации в федеральный портал, все региональные сайты уничтожены, все причесаны под одну гребенку, все унифицировано по худшему варианту. Осталось всего несколько десятков УВД муниципального уровня, например, Тольятти, Сочи, которые публикуют у себя информацию, которой нет у других.

Очевидно, что на верхнем уровне руководство старается дать минимум информации. Более того, сейчас МВД готовит нормативный акт, который ограничит даже тот объем информации, который имеется сейчас. Руководство МВД должно понимать, что пока не будет открытости данных, доверия к ведомству не будет.

И дело не в отсутствии средств для технического переоснащения. Когда само руководство не хочет знать, как обстоят дела в ведомстве, то нет и человеческого капитала, и технического оснащения. Россия по объемам финансирования полиции от Великобритании отстает не сильно, а вот по открытости информации на самом низовом уровне – сильно отстает. Есть мотивация, чтобы объективной картины не было. Например, на сайтах отделений милиции можно узнать, что больше всего у нас участковых с грузинской фамилией «вакансия».

Мария Шклярук, Институт проблем правоприменения (Санкт-Петербург)

«Из всей статистики, которая собирается правоохранительной системой, даже ведомственными исследователями используется 5-10%. На что мы тогда тратим бюджетные деньги, собирая эту статистику? Сделав эти данные открытыми, можно дать независимым исследователям источник информации для исследований. Криминология как наука зачахла, у них совсем нет данных. Сделать их открытыми, чтобы общество могло само придумать, как это можно использовать.

Кадры ни в чем не виноваты. Это дефект системы. Если поменять всех сотрудников, но ничего не изменить в системе, то через год все начнут действовать ровно также.

Мы попытались по данным Судебного департамента Верховного суда РФ по судебным исходам и по данным о состоянии преступности с сайта МВД выяснить, почему у нас возбуждено 2 млн уголовных дел, а зарегистрировано 2,3 млн преступлений. Получается, примерно 250 тыс. преступлений ставится на учет без возбуждения уголовных дел. Это солидная прибавка к раскрываемости, которая является основой для главной оценки эффективности работы сотрудников МВД.

Количество обращений граждан в полицию из года в год растет в среднем на 2 млн, что не бьется с представлением о недоверии населения к полиции: люди все больше обращаются в полицию. Даже в публикуемой статистике примерно из 3 млн возбужденных разными правоохранительными органами дел по 550 тыс. не понятно какие были приняты решения: нет данных о передаче дел по подследственности или соединении дел.

У нас на 143 млн человек регистрируется 2 млн преступлений, 900 тыс. уголовных дел доходят до суда; 200 тыс. осуждено к реальным срокам лишения свободы, чуть больше – к условным. В Германии на 80 млн человек регистрируется почти 6 млн преступлений, 3 млн из них не раскрываются, появляется 2 млн подозреваемых, из которых 800 тыс. отправляется в суд, 600 тыс. осуждается, 41 тыс. получили реальное лишение свободы.

Мы провели анализ, как влияет социальный статус подсудимых на жесткость наказания. Выяснили, что наиболее лояльны судьи к такой категории как студенты, им выносятся наиболее мягкие приговоры.

Анализ 15 докладных записок (отчетов) 18 участковых в «Бирюлево Западное» за 9 месяцев 2013 года показал, чем они реально занимались накануне известных событий (антимигрантских акций протеста в октябре 2013 года – «Финмаркет»). 63% нарушений, которые они выявили, были нарушения пешеходами и пассажирами правил дорожного движения. Среди раскрытых преступлений: уклонение от уплаты алиментов, которыми занимаются судебные приставы, но им не нужна раскрываемость, и они отдают это участковым; побои, оскорбление представителей власти; постановка на профилактический учет и обход квартир, что делается для нужд вневедомственной охраны.

Прямо в отчете они пишут, сколько квартир поставлено на охрану, работают бесплатными агентами вневедомственной охраны. Если бы такая информация была по всей стране, то возник бы вопрос, а что хотят МВД от своих участковых, зачем они нужны».

Леонид Савюк, профессор кафедры уголовного права ВШЭ

«От правоохранительных органов очень мало зависит уровень, состояние, структура реальной преступности в стране. Если взглянуть, например, на статистику судимости за последние годы, в ее структуре преобладают насильственные, корыстные и корыстно-насильственные преступления, свидетельствующие о том, что культурный уровень нашего народа желает лучшего; расходы бюджета на финансирование науки и образования в стране в разы меньше, чем на функционирование только полиции. Это не конструктивный подход.

Превентивная составляющая уголовной политики социального государства (статья 7 Конституции России), включающая в себя профилактику преступности и устранение прежде всего социальных причин криминального поведения, таких как бедность, имущественное расслоение и отсутствие равных возможностей, безработица, пьянство и наркомания, беспризорность и т. п., подменяется репрессивной политикой, задача которой непосредственно борьба с преступностью.

Правоохранительные органы бьют, образно говоря, по хвостам, когда преступление уже совершено. У них нет возможности сущностно влиять на указанные факторы. А поскольку отсутствуют научно разработанные критерии оценки их деятельности, они порой, манипулируют теми или иными ложно понятыми количественными показателями своих «успехов».

У в вузах исчезла такая дисциплина, как судебная или правовая статистика, скукожившись до одной-двух тем в курсе криминологии. В этом качестве даже криминология, занимающаяся изучением корней, генезиса преступлений и преступности в целом, изучением личности преступившей закон, разработкой мер профилактики, для юристов стала дисциплиной по выбору.

Видимо, она кому-то не нравится; криминология истинную причину преступности преподносит не так, как хотелось бы властям предержащим. Им не выгодно, чтобы все раскладывалось по полочкам, потому что окажется: основные причины преступности — социально-экономические.

Мы стали скорострелами по принятию поправок к Уголовному кодексу: их за 17 лет его действия появилось столько, сколько за 30 с лишним лет не было внесено в УК РСФСР 1960 года. Законодатели не знают реального состояния преступности в стране, ее динамики, корреляции с социально-экономическими составляющими, обусловливающими преступность, не учитывают их при принятии законов.

В самой системе органов правопорядка, в частности полиции, проблем тоже достаточно. В показателях раскрываемости преступлений за значительной долей нераскрытых скрывается то, что Владимир Путин в свое время назвал «крышуют». Дело до суда не дошло, но пока вращалось по всем ступеням предварительного расследования, бизнес человек уже потерял, цель конкурента достигнута.

Часто статистика используется для того, чтобы пугать общество, выбивать бюджетные средства на содержание правоохранительных органов. Это не только у нас, но и в других странах; она является своего рода «пугалом», оправдывающем повышение финансирования. Отсюда появляются цифры: в стране за 2012 год компетентными органами зарегистрировано 26 млн обращений граждан и организаций, из них 11,7 млн рассмотрено заявлений, сообщений о преступлениях органами внутренних дел, 2,3 млн зарегистрированных преступлений; выявлено лиц, совершивших преступления 1,2 млн.

В криминальной статистике важны показатели судимости: из 983,1 тыс. лиц, в отношении которых судами общей юрисдикции рассмотрены уголовные дела, осуждено по приговорам, вступившим в законную силу, 739,3 тыс., из них к пожизненному лишению свободы 56 человек, к лишению свободы на определенный срок 204,3 тыс. человек; хотя УК установлено 13 мер наказания. В настоящее время только в местах лишения свободы ФСИН находится более 700 тыс. наших граждан, что значительно больше, чем в 27 странах ЕС».

Органами внутренних дел Кемеровской области раскрыто 31986 преступлений (по расследованным уголовным делам). Отмечается положительная тенденция в раскрытии совершенных на бытовой почве убийств (+6,1%, со 115 до 122) и фактов причинения тяжкого вреда здоровью (+3,2%, с 493 до 509). Возросло число расследованных краж (+12,7%, с 283 до 319) и угонов (+5,6%, с 752 до 794) АМТС, краж из мест хранения (+17,1%, с 266 до 312).

По количеству предварительно расследованных преступлений, лица по которым установлены сотрудниками органов внутренних дел (из числа находящихся в производстве), Кемеровская область (31594) занимает лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа (для сравнения: Красноярский край – 30439, Алтайский – 24506, Иркутская область – 24176, Новосибирская — 21397).

Повышению эффективности работы способствовал комплекс организационных и практических мероприятий, в числе которых проведение на постоянной основе совещаний и рабочих встреч с надзирающими прокурорами, начальниками органов внутренних дел, руководителями оперативных подразделений; создание специализированных следственно-оперативных групп для раскрытия и расследования преступлений по конкретным уголовным делам, в том числе многоэпизодным, групповым, а также преступлениям, вызвавшим общественный резонанс.

Действенную практическую и методическую помощь территориальным подразделениям оказывает зонально-линейный принцип контроля, введенный в аппарате ГСУ и ООД Главного управления. В рамках ведомственного контроля сотрудниками ГСУ изучено 8974 уголовных дела, в порядке ст.39 УПК РФ даны указания по 368 уголовным делам, оказана помощь в расследовании 3221 уголовного дела. Отделом организации дознания проверено 238 уголовных дел, проведено 16 служебных проверок, к дисциплинарной ответственности привлечены 18 сотрудников.

Отработана практика заслушивания хода расследования уголовных дел. При начальнике ГСУ Главного управления заслушан ход расследования 248 уголовных дел, поставленных на контроль. В рамках выездных заслушиваний рассмотрено 21 уголовное дело.

В практическую деятельность внедрена «Комплексная программа дополнительных мер по соблюдению разумных сроков осуществления досудебной стадии уголовного судопроизводства на 2014-2016 годы».

Приняты к исполнению приказ Главного управления «Об усилении контроля за процессуальными сроками», распоряжение «О порядке и сроках проведения комплекса следственных и иных процессуальных действий в течение первого месяца предварительного следствия», указание «Об организации эффективного процессуального контроля за своевременностью, полнотой и качеством расследования в установленный законом срок».

Для эффективного решения задач, связанных с возмещением потерпевшим причиненного вреда, в органы внутренних дел направлены указания «Об активизации деятельности по задержанию лиц по ст.91 УПК РФ, проведению обысков и выемок, о принятии мер для возмещения материального ущерба от преступлений», «О дополнительных мерах по раскрытию преступлений в дежурные сутки».

Разработана Инструкция «О порядке взаимодействия органов предварительного следствия и участковых уполномоченных полиции по внесению представлений об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, реализации положений ст.17.7 КРФобАП».

Следователями ОПС подготовлено 113 материалов о возбуждении дела об административном правонарушении по ст.17.7 КРФобАП, дознавателями — 40, к административной ответственности привлечено 53 лица.

Реализованы организационные мероприятия по повышению качества раскрытия и расследования преступлений, по которым производство предварительного следствия необязательно. В горрайорганы направлены указания: «Об организации работы по взаимодействию служб при раскрытии и расследовании преступлений небольшой и средней тяжести, по которым предварительное следствие необязательно», «Об усилении личного контроля руководителей за раскрытием и расследованием преступлений небольшой и средней тяжести, по которым производство предварительного следствия необязательно», «Об обеспечении своевременного реагирования на нарушения уголовно-процессуального законодательства при принятии решений об отказе в возбуждении уголовного дела, его возбуждении, прекращении и приостановлении расследования».

Подготовлены обзоры «О качестве расследования, причинах возвращения прокурорами уголовных дел для производства дополнительного дознания, а также судами в соответствии ст.237 УПК РФ», «О неудовлетворительном качестве расследования уголовных дел».

В целях повышения результативности оперативно-служебной деятельности по производству дознания в сокращенной форме в территориальные органы МВД России на районном уровне направлено указание «Об активизации работы по расследованию уголовных дел с применением сокращенной формы дознания», инициировано проведение на базе КемГУ координационного совещания по выработке единых подходов по вопросам правоприменительной практики производства дознания в сокращенной форме с участием декана юридического факультета, судей, прокуроров и адвокатов.

Всего в рамках реализации Федерального закона от 04.03.2013 №23-ФЗ «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» расследовано 157 (2013г. — 127) уголовных дел.

На плановой основе обеспечено проведение мероприятий по повышению профессионального уровня личного состава. Состоялись семинары-совещания по вопросам: «Тактика и методика изъятия следов на месте происшествия», «Выявление и расследование отдельных видов общеуголовных преступлений», «Возмещение материального ущерба, причиненного в результате преступлений», «Взаимодействие при раскрытии и расследовании преступлений в сфере информационных технологий», «Документирование преступлений, предусмотренных ст.314.1 УК РФ» и др.

В рамках аналитического и методического обеспечения подготовлено и направлено в территориальные органы внутренних дел для изучения и применения в практической деятельности 95 методических рекомендаций и аналитических обзоров.

В целях оказания практической и методической помощи сотрудникам органов внутренних дел в сети ЕИТКС функционируют сайты ГСУ, ООД, ЭКЦ.

Раскрытию и расследованию преступлений способствуют проводимые на территории области оперативно-профилактические мероприятия. В рамках двух этапов оперативно-профилактической операции «Розыск» задержаны 286 преступников, скрывающихся от суда, следствия и дознания, из них находились в местном розыске — 182, федеральном — 102. Разыскано без вести пропавших граждан — 91, в том числе несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи или специальных учреждений, нуждающихся в социальной реабилитации, — 20. Установлена личность 17 неопознанных трупов.

Осуществлен комплекс рейдовых мероприятий по местам концентрации лиц категории «БОМЖ». Отработано 365 мест, в горрайорганы доставлено 366 лиц без определенного места жительства, которые дактилоскопированы, сфотографированы и поставлены на учет. Задержано 14 уголовных преступников, установлена судьба 6 пропавших без вести граждан.

На постоянной основе проводятся учебно-тренировочные мероприятия «Перехват» и «Грабитель». На базе Управления МВД России по г. Кемерово снят учебный видеоролик по введению специального плана «Перехват».

Значимую роль в повышении качества разыскной работы играет экспертно-криминалистическое обеспечение. Сотрудниками ЭКЦ принято участие в 49,5 тыс. осмотрах мест происшествий. Технико-криминалистическое обеспечение осмотров мест происшествий составило 36,8%, комплексность изъятия следов — 1,57. Проведено 20,2 тыс. исследований, выполнено 26,3 тыс. экспертиз, в том числе специальных – 7 тысяч. Следы и иные вещественные доказательства, подлежащие дальнейшему криминалистическому исследованию, изъяты с 25 тыс. (94,3%) осмотров мест происшествий, составлено 1574 субъективных портрета. По криминалистическим учетам проверено 44,7 тыс. объектов. Дана разыскная информация по 7,8 тыс. преступлений, в том числе с использованием дактилоскопических учетов — по 5,9 тыс. преступных посягательств.

Повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений содействуют также подразделения оперативно-разыскной информации. Сотрудниками подразделений ОРИ исполнено 12 тыс. запросов на информационно-аналитический поиск и заданий на оперативно-аналитические исследования, проведено 3,8 тыс. оперативно-аналитических исследований. Результаты оперативно-аналитической работы способствовали раскрытию 907 преступлений.

Важной частью доказательной базы при расследовании преступлений являются показания потерпевших и свидетелей. ОРЧ ГЗ ГУ МВД России по Кемеровской области применяются меры безопасности в отношении участников уголовного судопроизводства.

С целью формирования единого подхода к обеспечению государственной защиты принят к исполнению межведомственный приказ от 30.06.2014 №400/554/45 «О дополнительных мерах по совершенствованию обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Утверждена Инструкция по организации деятельности должностных лиц органов предварительного расследования, оперативных подразделений ГУ МВД России по Кемеровской области и ГУФСИН России по Кемеровской области по обеспечению государственной защиты участников уголовного судопроизводства.

С целью выработки эффективных решений по проблемным вопросам обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства принято участие в совещании председателей районных (городских) судов по вопросу реализации на территории области Федерального закона от 20.08.2004 №119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Рассмотрены вопросы организации судебного процесса с участием защищаемых лиц. Материалы совещания опубликованы в журнале Управления Судебного департамента Кемеровской области и Кемеровского областного суда «Судебный вестник Кузбасса» №1(36) 2014 года.

В качестве положительных примеров надлежащего взаимодействия следственных, оперативных, экспертных и других подразделений следует привести раскрытие 2 тройных убийств в гг. Кемерово, Белово, 5 двойных убийств в гг. Новокузнецке, Прокопьевске, Киселевске, Анжеро-Судженске, в том числе малолетних детей: тройного убийства в пос. Пионер (г. Кемерово), двойных убийств в с. Верх-Великосельское (Яйский район) и садоводческом обществе «Строитель-1» (г. Новокузнецк).

Раскрытие и расследование преступлений

Органами внутренних дел Кемеровской области раскрыто 16079 преступлений (по расследованным уголовным делам). Отмечается положительная тенденция в раскрытии особо тяжких преступлений против личности (+6,7%, с 342 до 365), в том числе фактов причинения тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом (+7,9%, со 127 до 137). Возросло число расследованных краж АМТС (+10,5%, со 105 до 116), посягательств, совершенных с применением оружия (+3,3%, с 30 до 31).

По количеству предварительно расследованных преступлений, лица по которым установлены сотрудниками органов внутренних дел (из числа находящихся в производстве), Кемеровская область (15905) занимает лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа (для сравнения: Красноярский край – 13833, Алтайский край – 13070, Иркутская область – 12174, Новосибирская область — 10993).

Повышению эффективности работы способствовал зонально-линейный принцип контроля, введенный в аппарате ГСУ и ООД Главного управления. В рамках ведомственного контроля сотрудниками ГСУ изучено 2140 уголовных дел, в порядке ст.39 УПК РФ даны указания по 186 уголовным делам, оказана помощь в расследовании 1329 уголовных дел.

Отделом организации дознания проверено 89 уголовных дел, прекращенных либо подлежащих прекращению по реабилитирующим основаниям, изучено 211 приостановленных либо подлежащих приостановлению уголовных дел, 180 — сроки расследования по которым продлены свыше 3-х месяцев. Даны указания по 47 уголовным делам. Назначено 43 служебных проверки. К дисциплинарной ответственности привлечено 19 сотрудников, в том числе 5 руководителей различного уровня.

Отработана практика заслушивания хода расследования уголовных дел. При начальнике ГСУ Главного управления заслушан ход расследования 102 уголовных дел, поставленных на контроль. В рамках выездных заслушиваний рассмотрено 19 уголовных дел.

В полном объеме реализуются мероприятия Комплексной программы дополнительных мер по соблюдению разумных сроков осуществления досудебной стадии уголовного судопроизводства органами предварительного следствия управлений, отделов МВД России по городам, районам и иным муниципальным образованиям Кемеровской области на 2014-2016 годы.

Обеспечено проведение мероприятий по повышению профессионального уровня личного состава. В рамках семинаров-совещаний рассмотрены вопросы тактики и методики расследования поджогов, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных в сфере экономики, проработаны проблемы выявления и пресечения нелегального производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, изучены виды следов и объектов, изымаемых с места происшествия, способы их обнаружения, фиксации, изъятия и упаковки.

Подготовлено и направлено в территориальные органы МВД России на районном уровне для изучения и применения в практической деятельности свыше 30 методических рекомендаций, аналитических обзоров и алгоритмов.

Так, например, для следователей ОПС разработаны алгоритмы по изъятию, передаче на хранение и реализации незаконно заготовленной древесины и изъятой техники, а также действиям при проведении проверок по фактам сбыта наркотических средств лицам, впоследствии умершим от передозировки наркотических средств, и по материалам, выделенным из административных производств.

Отделом организации дознания Главного управления подготовлены методические пособия по организации и планированию работы дознавателя при расследовании уголовных дел, видам и проблемным вопросам расследования общеуголовных мошенничеств. Проанализирована правоприменительная практика производства дознания в сокращенной форме, в органы внутренних дел в целях повышения результативности оперативно-служебной деятельности направлен соответствующий обзор. Всего с применением сокращенной формы дознания в области расследовано 218 (2014г. — 102) уголовных дел.

Отделом зонального контроля и методического обеспечения Управления уголовного розыска подготовлены и направлены на места обзоры о выявлении лиц, совершающих преступления против собственности, раскрытии посягательств прошлых лет, а также преступлений, предусмотренных основаниями ст.105 УК РФ.

При руководстве Главного управления рассмотрены результаты оперативно-розыскной деятельности по раскрытию более 250 тяжких и особо тяжких преступлений против личности, в том числе категории прошлых лет. Осуществлена проверка 55 дел по нераскрытым преступлениям против личности.

В целях повышения результативности при раскрытии тяжких и особо тяжких преступлений против личности из числа сотрудников УУР Главка сформированы следственно-оперативные группы для оказания практической Управлению МВД России по г. Кемерово и Отделу МВД России по Промышленновскому району.

Повышенное внимание уделено пресечению и раскрытию «голосовых» мошенничеств. Соглашения о взаимодействии и сотрудничестве заключены с Кемеровским отделением №8615 ОАО «Сбербанк России» и Кемеровским филиалом открытого акционерного общества «Ростелеком».

Обеспечено взаимодействие с подразделениями ГУФСИН России по Кемеровской области. Организовано проведение совместных совещаний, рабочих встреч, налажен обмен оперативно значимой информацией.

В целях повышения качества противодействия мошенничествам, совершаемым посредством сети Интернет и средств сотовой связи, в том числе лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы, создана межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли должностные лица УУР, ГСУ, БСТМ и ГУФСИН.

В связи с напряженной оперативной обстановкой, сложившейся вокруг ИК №1 в г. Мариинске, с руководством ГУФСИН России по Кемеровской области утвержден план совместных оперативно-розыскных мероприятий по изобличению деятельности лиц, содержащихся в исправительной колонии.

Для установления лиц, совершающих мошенничества, документирования и доказывания их преступной деятельности, создана совместная следственно-оперативная группа из числа сотрудников Главного управления и Отдела МВД России по Мариинскому району.

Организованы выезды в Отдел МВД России по Мариинскому району. Изучено 448 уголовных дел, возбужденных по фактам мошеннических действий, оказана практическая помощь в их раскрытии. От ряда подозреваемых приняты явки с повинной. Получены признательные показания от лиц, с помощью которых осуществлялось хищение денежных средств со счетов потерпевших. По местам жительства проведены обыски. Заблокировано около 100 сим-карт сотового оператора «Теле2», которыми пользовались осужденные.

В Главное финансовое управление Администрации Кемеровской области направлено техническое задание для приобретения и установки на территории исправительной колонии №1 средств технического подавления сигналов сотовой связи (типа «Цербер).

Ассигнования на приобретение и установку блокираторов средств сотовой связи включены в Государственную программу «Обеспечение безопасности населения Кузбасса» на 2014-2017 годы» (постановление Администрации Кемеровской области от 17.06.2015 №186). Проведение тендера запланировано на июль.

Раскрытию и расследованию преступлений способствуют проводимые на территории области оперативно-профилактические мероприятия. Так, например, в рамках оперативно-профилактической операции «Розыск» задержан 91 преступник, скрывающийся от суда, следствия и дознания, из них находились в местном розыске – 68 лиц, федеральном – 21, разыскивались правоохранительными органами государств СНГ — 2. Разыскано без вести пропавших граждан — 86, в том числе несовершеннолетних, самовольно ушедших из семьи или специальных учреждений, нуждающихся в социальной реабилитации, — 4.

В ходе оперативно-профилактической операции «Квартира» за совершение краж из квартир задержано 26 лиц, отработаны и поставлены на оперативно-справочные учеты 89 квартирных воров, проверено 95 точек возможного сбыта похищенного. По уголовным делам о квартирных кражах проведено 24 обыска, изъяты вещественные доказательства по 17 уголовным делам.

Значимую роль в повышении качества розыскной работы играет экспертно-криминалистическое обеспечение. Сотрудниками ЭКЦ принято участие в 11,9 тыс. осмотрах мест происшествий. Технико-криминалистическое обеспечение осмотров мест происшествий составило 68%, комплексность изъятия следов — 1,8. Проведено 10,1 тыс. исследований, выполнено 12,9 тыс. экспертиз, в том числе специальных — 3289. Следы и иные вещественные доказательства, подлежащие дальнейшему криминалистическому исследованию, изъяты с 11,3 тыс. (94,4%) осмотров мест происшествий, составлено 655 субъективных портретов. По криминалистическим учетам проверено 20,6 тыс. объектов. Дана розыскная информация по 3,3 тыс. преступлений, в том числе с использованием дактилоскопических учетов — по 2,3 тыс. преступных посягательств.

Повышению эффективности раскрытия и расследования преступлений содействуют также подразделения оперативно-разыскной информации. Сотрудниками подразделений ОРИ исполнено 6,1 тыс. запросов на информационно-аналитический поиск и заданий на оперативно-аналитические исследования, проведено 2 тыс. оперативно-аналитических исследований. Результаты оперативно-аналитической работы способствовали раскрытию 635 преступлений.

Для повышения эффективности раскрытия и расследования преступлений активно используются возможности института государственной защиты. В ходе обеспечения безопасности защищаемых лиц в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий, направленных на нейтрализацию угрозоносителей, по представленным сотрудниками ОРЧ ГЗ материалам возбуждено 12 уголовных дел, раскрыто 10 преступлений, что способствовало декриминализации ряда территорий области, в их числе гг. Кемерово и Новокузнецк.

Публикации

Расследование технологий обмана

Генерал-полковник полиции Александр Горовой, первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации

Дознание, отмечающее в октябре 2017 года своё 25-летие и являющееся сравнительно молодой службой полиции, вносит значительный вклад в дело борьбы с преступностью. В производстве дознавателей, численность которых составляет около 20 тысяч сотрудников, ежегодно находится свыше 1 миллиона уголовных дел. Законодателем к компетенции службы отнесено 148 составов преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, относящихся к категории небольшой и средней тяжести. Тем не менее спектр обозначенных противоправных деяний достаточно широк.

В настоящее время прогрессирующее развитие телекоммуникаций явилось фактором, привлекающим в российский сегмент интернет-пространства злоумышленников, использующих новые схемы совершения мошенничества (хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием).

Сложившаяся ситуация обусловила необходимость установления уголовной ответственности за мошенничества в сферах кредитования, страхования, компьютерной информации, а также при получении выплат и с использованием платёжных карт. Законодателем для квалификации таких противоправных деяний в Уголовный кодекс Российской Федерации введены следующие специальные статьи: 159.1 «Мошенничество в сфере кредитования», 159.2 «Мошенничество при получении выплат», 159.3 «Мошенничество с использованием платёжных карт», 159.5 «Мошенничество в сфере страхования», 159.6 «Мошенничество в сфере компьютерной информации».

Неквалифицированные виды таких противоправных деяний расследуются дознавателями органов внутренних дел.

По данным официальной статистики, отмечается постоянный рост мошенничеств, совершаемых с использованием информационных технологий. Так, в 2015 году число зарегистрированных преступлений данного вида составило 13 464, в 2016 году – 32 875. Только за первый квартал 2017 года уже зарегистрировано около 10 тысяч преступлений, совершённых в указанной сфере.

Основной причиной увеличения числа обозначенных мошеннических действий является существенное расширение спектра услуг, предоставляемых с использованием информационных технологий в финансовой сфере. Миллионы граждан используют возможность покупки и продажи товаров, осуществляют электронные переводы денежных средств, управление собственными финансами через сеть Интернет. Этими возможностями активно пользуются мошенники для завладения чужими деньгами и имуществом.

Эффективное противодействие данной разновидности преступлений невозможно без своевременного принятия управленческих решений по организации и созданию условий для сбора доказательственной базы виновности злоумышленников, объективного расследования и направления уголовных дел в суд. Немаловажное значение имеет постоянное повышение профессионального уровня дознавателей.

Практика показывает, что хищение денежных средств чаще всего осуществляется правонарушителями посредством рассылки смс-сообщений о блокировании банковских карт, рекомендующих их владельцам совершить определённые действия, позволяющие разблокировать карту, вследствие выполнения которых происходит противоправное снятие денег с банковских счетов.

Разновидностью совершения данного вида мошенничества являются звонки на сотовые телефоны граждан от якобы представителей банка с просьбой погасить задолженность по кредиту. При сообщении гражданином информации об отсутствии кредита ему предлагается уточнить номер его банковской карты с указанием СVC/CVV-кода. Указанная информация в дальнейшем используется для несанкционированного перевода денежных средств с карточного счёта пользователя на счета третьих лиц.

Кроме того, мошенники размещают в сети Интернет объявления о покупке, продаже товаров, оказании услуг с просьбой или предложением о безналичной предоплате, без намерения продать товар либо оказать услугу при поступлении денежных средств, либо получении информации о номере банковской карты. Например, дознавателем УМВД России по Кировской области в суд направлено уголовное дело, возбужденное в отношении гражданки С., которая разместила на сайте ВКонтакте объявление о продаже шубы, указав номер своего счёта для внесения предоплаты. После получения денег гражданка С. удалила свой аккаунт с сайта.

Возможность дистанционного совершения преступлений при помощи компьютерных и телекоммуникационных технологий, с использованием высокотехнологичных устройств с IР-адресов, принадлежащих операторам связи иностранных государств, например, Украины, Малайзии, Таиланда, обусловила их межрегиональный и даже трансграничный характер.

Сложность раскрытия и расследования таких противоправных деяний определяется их высокой латентностью, совершением неправомерных действий в условиях, исключающих личный контакт с потерпевшим, особенностями компьютерной информации, а именно: бездокументарной формой хранения, быстротой и лёгкостью уничтожения, её обезличенностью. Именно поэтому значительную часть преступлений данной категории не удаётся раскрыть, а уголовные дела приостанавливаются в связи с невозможностью установления лиц, совершивших преступления.

Учитывая значимость противодействия различным видам мошенничества, руководство МВД России уделяет данному вопросу существенное внимание.

Необходимо отметить, что большинство обозначенных преступлений совершается членами организованных преступных групп, о чём свидетельствуют материалы ряда уголовных дел, находящихся в производстве следователей системы МВД России. В ходе расследования противоправной деятельности подозреваемых (обвиняемых) выявляются новые факты мошенничеств, раскрываются преступления прошлых лет, уголовные дела о которых возбуждены и приостановлены дознавателями территориальных органов МВД России. Так, доказательства, добытые и зафиксированные в ходе дознания, позволяют установить виновность лиц в совершении серии преступлений и обеспечить принцип неотвратимости наказания.

Успешному раскрытию мошенничеств, совершённых с помощью информационных технологий, и привлечению виновных лиц к уголовной ответственности способствует оперативное получение необходимой информации от операторов связи и других организаций.

Например, в 2016 году дознавателем ГУ МВД России по Самарской области направлено в суд уголовное дело в отношении гражданина Ш., который, воспользовавшись sim-картой с подключенной услугой «Сбербанк Онлайн», ранее оформленной на гражданина А., похитил с банковского счёта последнего 10 тысяч рублей, расплатившись ими в торговом центре. Раскрытию данного преступления и установлению виновного лица способствовала информация оператора сотовой связи о новом пользователе sim-карты в период совершения преступления.

Однако в ряде случаев установить фактических владельцев sim-карт, на которые переводятся денежные средства, невозможно, так как абонентские номера регистрируются на несуществующих лиц либо по поддельным, утерянным документам или используются корпоративными клиентами.

Изменения, внесённые в законодательство, предоставили возможность сохранять за пользователем его номер при переходе к другому оператору сотовой связи, что приводит к необходимости повторного обращения в суды для получения разрешения на производство следственного действия, связанного с получением информации о соединениях между абонентами, в случае когда отсутствуют сведения у первоначального оператора связи.

Обозначенная проблематика характерна и для расследования мошеннических действий в банковской сфере. Поскольку преступниками зачастую используется перевод денег по нескольким лицевым счетам, дознавателю для установления их движения приходится неоднократно обращаться в суд с ходатайством о разрешении на получение выписки из кредитной организации по каждому счёту. Данные обстоятельства существенно затрудняют раскрытие преступлений, установление виновных лиц и, как следствие, приводят к затягиванию расследования.

Например, дознавателем УМВД России по Астраханской области расследовано уголовное дело в отношении гражданина П., который через созданный им интернет-магазин реализовывал мобильные устройства и электронную бытовую технику по сниженным ценам. В наличии рекламируемые товары отсутствовали, их доставку покупателям после получения оплаты П. не осуществлял.

В ходе производства по уголовному делу неоднократно запрашивалась информация в ООО «Яндекс. Деньги» по виртуальному счёту, используемому в мошеннических целях. Кроме того, в связи с большим количеством покупателей направлялись запросы оператору сотовой связи Билайн ОАО «ВымпелКом» для детализации соединений абонентских устройств. Уголовное дело по окончании расследования направлено в суд, однако дознаватель был вынужден неоднократно продлевать сроки расследования.

Специфика документирования рассматриваемых противоправных деяний, важность закрепления следов для их раскрытия показывает, что дознаватели должны не только обладать правовыми, криминалистическими навыками, но также иметь специальные познания в области компьютерной информации.

С целью повышения эффективности работы по предупреждению, выявлению, документированию, раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых с использованием информационно-коммуникационных технологий, во многих территориальных органах МВД России создаются специализированные группы расследования, состоящие, как правило, из сотрудников подразделений дознания, следствия и уголовного розыска, вводится специализация дознавателей по расследованию таких преступлений.

В учебных заведениях системы МВД России осуществляется подготовка специалистов в области защиты информации, информационно-аналитического обеспечения правоохранительной деятельности и компьютерной экспертизы.

Из-за межрегионального характера рассматриваемых преступлений у дознавателей возникали объективные трудности при установлении места окончания преступления, что, в свою очередь, приводило к необоснованному направлению по территориальности материалов доследственных проверок и уголовных дел, к затягиванию сроков принятия по ним процессуальных решений. Для разрешения данной ситуации руководством МВД России в территориальные органы направлено указание, которое чётко определило обязанности должностных лиц по немедленному реагированию при рассмотрении заявлений обозначенной категории по месту его принятия у заявителя, что повысило результативность данной работы.

Также Министерством в целях повышения профессионального уровня сотрудников полиции, выявляющих, раскрывающих и расследующих преступления, на постоянной основе осуществляется методическое и информационное обеспечение, организуется проведение занятий в системе служебной подготовки, на курсах повышения квалификации.

Реализация указанных мероприятий позволяет нарабатывать положительную практику противодействия мошенническим проявлениям.

Для оперативного установления абонентских номеров, банковских счетов, IР-адресов и т. п., использованных правонарушителями при совершении преступлений, в ряде территориальных органов МВД России разработаны и введены в действие соответствующие базы данных. Например, в УМВД России по Мурманской области разработана и внедрена автоматизированно-поисковая система «Дистанционное мошенничество». С её помощью раскрыто 21 преступление, установлены 10 виновных лиц, а также по 54 уголовным делам, находившимся в производстве подразделений дознания, получены данные, послужившие основанием для соединения уголовных дел в одно производство и организации предварительного следствия.

В Министерстве в целях повышения эффективности противодействия мошенническим действиям, совершённым с помощью информационно-коммуникационных технологий, в настоящее время осуществляется разработка специализированной информационной системы, накапливающей и обобщающей значимые сведения о таких преступлениях, предназначенной для функционирования во всех территориальных органах МВД России.

Кроме того, реализация соглашения об электронном документообороте между Министерством внутренних дел Российской Федерации и ПАО «Сбербанк России» позволит существенно сократить сроки рассмотрения запросов дознавателей при расследовании указанных преступлений.

По итогам расследования каждого уголовного дела дознаватели анализируют причины и условия, способствующие совершению рассматриваемой категории преступлений. Результаты такого анализа свидетельствуют, что распространённости рассматриваемых видов мошенничества, наряду с несовершенными способами защиты компьютерной информации и упрощённым доступом к интернет-ресурсам, способствуют слабые познания граждан в данной области и их излишняя доверчивость.

Для предупреждения преступлений указанной категории по уголовным делам направляются представления об устранении обстоятельств, способствовавших их совершению. Кроме того, для информирования граждан о способах совершения таких противоправных деяний используются непроцессуальные способы профилактики: публикации в средствах массовой информации, выступления в трудовых коллективах, образовательных учреждениях.

Смотрите еще:

  • Образцы исковых заявлений о разводе и разделе имущества Исковое заявление о разводе и разделе имущества Подать в суд исковое заявление о разводе и разделе имущества — это как убить одним выстрелом 2 зайцев. При обращении в суд с такими требованиями будут решены 2 вопроса. Это развод […]
  • Закон о вычленении Закон РБ О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с нимСтатья 52. Вычленение изолированного помещения, машино-места из капитального строения (здания, сооружения). Особенности государственной […]
  • Приказ 37 от 2007 года Министерство экономического развития Российской Федерации Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, […]
  • Как поменять страховку на неограниченную Неограниченная страховка Страницы 1 Сообщений 8 1 Тема от Ольга Ивановна 2013-11-10 21:55:13 Ольга Ивановна Тема: Неограниченная страховка Если я купила неограниченную страховку ОСАГО, то надо ли потом вписывать в нее других […]
  • Правила безопасности при выстреле Правила техники безопасности на охоте "Техника безопасности — это учебник по выживанию в обществе, полностью приспособленном для самоуничтожения".(Притча). Главным условием безопасности является твердое знание, и четкое […]
  • Пенсия чернобыльца в 2018 году Для специально оговоренных субъектов, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов и явлений, государство гарантирует особые меры соцподдержки. Для лиц, пострадавших от неблагоприятных последствий катастрофы на ЧАЭС, […]