Статья 54 закона об охране здоровья

Содержание:

Статья 54. Закона РФ Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации
Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

1. В сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

1) прохождение медицинских осмотров, в том числе припоступлении в образовательные организации и в период обучения вних, при занятиях физической культурой и спортом, прохождениедиспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинскойреабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в периодобучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке,установленном уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, и на условиях, установленных органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации; (В редакции Федеральногозакона от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)

2) оказание медицинской помощи в период оздоровления иорганизованного отдыха в порядке, установленном уполномоченнымфедеральным органом исполнительной власти;

3) санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд вусловиях, соответствующих их физиологическим особенностям исостоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятныхфакторов;

4) медицинскую консультацию без взимания платы при определениипрофессиональной пригодности в порядке и на условиях, которыеустановлены органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации;

5) получение информации о состоянии здоровья в доступной дляних форме в соответствии со статьей 22 настоящего Федеральногозакона.

2. Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старшешестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старшепятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласиена медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии снастоящим Федеральным законом, за исключением случаев оказания иммедицинской помощи в соответствии с частями 2 и 9 статьи 20настоящего Федерального закона.

3. Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, идети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения имивозраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинскихорганизациях государственной системы здравоохранения имуниципальной системы здравоохранения в порядке, установленномуполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и наусловиях, установленных органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации.

Прокуратура Московской области

Новый Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», признающий в качестве одного из основных принципов приоритет охраны здоровья детей, определил права несовершеннолетних в данной сфере.

В соответствии со статьёй 54 названного Федерального закона, государство гарантирует несовершеннолетним право на:
— прохождение медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них, при занятиях физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
— санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
— медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— получение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме в и в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше шестнадцати лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него, за исключением предусмотренных Федеральным законом случаев, предусматривающих возможность оказания медицинской помощи гражданину с согласия его законного представителя или допускающих медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырёх лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 54 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вступает в силу с 1 января 2012 года.

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 54 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  • Данная статья предусматривает дополнительные права в сфере охраны здоровья для лиц, не достигших 18 лет (совершеннолетия).
  • Прежде всего, закреплено право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.

    В целях реализации указанных норм на федеральном уровне приняты:

    – Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н “О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации”;

    – Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них”;

    – Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1348н “Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях”;

    – Приказ Минздрава России от 31 декабря 2003 г. N 656 “О мерах по повышению качества оказания уроандрологической помощи детям в Российской Федерации”;

    – Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621 “О комплексной оценке состояния здоровья детей”;

    – Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60 “Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов”;

    – Приказ Минздрава России от 10 октября 2014 г. N 605н “О Порядке проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Крым и г. Севастополе в 2014 году” и др.

    Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:

    – первый, осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия – врачами общей практики (семейными врачами), – проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение);

    – второй, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях, в период пребывания детей в учреждении.

    В данном отношении действует Приказ Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. N 363н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха”.

    Реализация несовершеннолетними права на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях исключающих воздействие неблагоприятных факторов может стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Эффективная профилактическая работа с подрастающим поколением состоит в пропаганде здорового образа жизни, возрождении системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.

    Здесь следует отметить:

    – Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 “Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет”;

    – СанПиН 2.4.6.2553-09 “Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста”;

    – СанПиН 2.4.4.3172-14 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей”;

    – СанПиН 2.4.3259-15 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;

    – СанПиН 2.4.4.3155-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей”;

    – СанПиН 2.4.4.3048-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа”;

    – СанПиН 2.4.2.2843-11 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы детских санаториев”;

    – “СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. 2.2.2. Гигиена труда, технологические процессы, сырье, материалы, оборудование, рабочий инструмент. 2.4. Гигиена детей и подростков. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”;

    – “СанПиН 2.4.4.2599-10. Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы”.

    Порядок реализации права на медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности обеспечивается в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов РФ.

    Так, например, Порядок и условия предоставления бесплатной медицинской консультации несовершеннолетним при определении их профессиональной пригодности определены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12 декабря 2011 г. N 1667. Бесплатная медицинская консультация несовершеннолетним при определении их профессиональной пригодности проводится врачами-педиатрами в декретированные возрастные периоды – в 10, 12, 14 – 15 лет (9 класс), 16 и 17 лет (в 10 – 11 классах). Основой бесплатной медицинской консультации несовершеннолетним при определении их профессиональной пригодности являются профилактические медицинские осмотры подростков, проводимые в 10, 12, 14 – 15, 16 и 17 лет, позволяющие выявить раннее отклонение в физическом развитии и состоянии здоровья подростков, своевременно проводить их коррекцию и лечение, в необходимых случаях устанавливать возможные ограничения по медицинским показаниям по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству. При проведении медицинской консультации несовершеннолетним при определении их профессиональной пригодности врач-педиатр учитывает результаты профилактических медицинских осмотров, данные предыдущих обследований и обращений за медицинской помощью, а также результаты дополнительных амбулаторных и стационарных исследований, сведения о проведении лечения и его эффективности.

    Врачебная профессиональная консультация предусматривает рекомендацию для подростков наиболее целесообразной, соответствующей их здоровью и физическому развитию профессии. Задача врачебной профессиональной консультации состоит в том, чтобы помочь подростку выбрать такую профессию, которая будет отвечать его индивидуальным интересам, способностям, укреплять состояние здоровья и обеспечивать оптимальную производительность труда.

    Право на получение информации о состоянии здоровья состоит в получении в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

    Информация о состоянии здоровья несовершеннолетнего предоставляется его законному представителю (родителю, усыновителю, опекуну, попечителю) лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении.

  • Несовершеннолетние в возрасте старше пятнадцати лет или больные наркоманией несовершеннолетние в возрасте старше шестнадцати лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии с комментируемым Законом, за исключением случаев оказания им медицинской помощи в соответствии с ч. 2 и 9 ст. 20 Закона (см. комментарий к ст. 20).
  • Согласно ч. 3 комментируемой статьи дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.
  • В настоящее время в данном отношении действует Приказ Минздравсоцразвития России от 11 апреля 2012 г. N 343н, которым утвержден Порядок содержания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

    Права детей в сфере охраны здоровья

    И Конституцией РФ, и Федеральным законом №323-ФЗ, и иными нормативными актами равные права в сфере охраны здоровья гарантированы всем гражданам, независимо от возраста. Поэтому и дети имеют точно такие же права в сфере охраны здоровья, как и их родители или иные граждане нашей страны. Государственная политика в интересах детей является приоритетной (ст. 7 Федерального закона “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ”).

    Отметим нормативные акты, которыми регулируются права детей в сфере охраны здоровья:

  • Конституцией РФ;
  • Гражданским кодексом РФ (далее – “ГК РФ”);
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об охране здоровья граждан” (далее – “Закон №323-ФЗ”);
  • Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (далее – Закон №124-ФЗ);
  • Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ “О государственной социальной помощи” (далее – “Закон №178-ФЗ”);
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 №366н “Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи”;
  • Особенности правового статуса детей в законодательстве РФ

    Для начала стоит определиться, кто такие дети с точки зрения российского законодателя. Обратимся к нормам Семейного кодекса РФ, в частности к ст. 54, которая говорит о том, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия). Понятие “ребенок” содержится и в статье 1 Закона №124-ФЗ: ребенок – это лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

    Также следует обратиться и к нормам ГК РФ, так как именно ГК РФ в главе 3 (часть I) закрепляет права и обязанности любых физических лиц и, соответственно, поможет понять, кто относится к категории “дети” и могут ли быть не детьми граждане младше 18 лет.

    Способность гражданина иметь гражданские права и нести гражданские обязанности признается в равной мере за всеми гражданами (правоспособность), которая возникает в момент рождения гражданина и прекращается с его смертью (ст. 17 ГК РФ). И как видно из данной нормы, гражданина нельзя лишить правоспособности, потому что нельзя отнять у него эту самую возможность иметь право или нести обязанность.

    Итак, способность есть, но как её реализовать? Для этого анализируем нормы ГК РФ далее.

    Способность гражданина своими действиями (!) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ). Как видно из указанных норм ГК РФ, возможность иметь право возникает с рождения, а способность их реализовать возникает с 18 лет. Таким образом возникает следующий вопрос, а как же гражданин в возрасте до 18 лет может реализовать свои права?

    Если проанализировать и нормы Семейного кодекса РФ, регулирующего права семьи, детей и родителей, нормы ГК РФ, нормы Закона №323-ФЗ и нормы ряда других нормативных актов, то видно, что права ребенка реализуются посредством действий/бездействий его законного представителя.

    Допускаются случаи, когда гражданин может быть признан дееспособным раньше возраста 18 лет. Это называется эмансипация (ст. 27 ГК РФ). В этом случае по решению органа опеки и попечительства с согласия обоих родителей (усыновителей или попечителя) либо при отсутствии такого согласия — по решению суд несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным. Это возможно в случаях, когда он:

  • Работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или;
  • С согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
  • Кроме того, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

    Вместе с тем, обращаем внимание на то, что статус ребенка в контексте Семейного кодекса РФ связан с возрастом до 18 лет, а не с дееспособностью.

    Естественно дети, как и взрослые, имеют все права в сфере охраны здоровья, предусмотренные законодателем. Основными принципами охраны здоровья являются не только соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, но и приоритет охраны здоровья детей (например, ст. 4, 54 Закона №323-ФЗ).

    Дети подлежат особой охране независимо от их семейного и социального благополучия (ст. 7 Закона №323-ФЗ).

    Формирование здорового образа жизни у граждан начинается с детского возраста и обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом (ст. 30 Закона №323-ФЗ).

    В целях охраны здоровья детей органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями создают и развивают (ст. 7 Закона №323-ФЗ):

  • Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям, с учетом:
    • Обеспечения благоприятных условий для пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов;
    • Возможности пребывания с ними родителей и (или) иных членов семьи;
    • Социальную инфраструктуру, ориентированную на оздоровление детей и восстановление их здоровья.
    • Законодательство особо выделяет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ст. 1 Закона №124-ФЗ), к которым относятся:

    • Дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • Дети-инвалиды;
    • Дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии;
    • Дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
    • Дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
    • Дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
    • Дети — жертвы насилия;
    • Дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
    • Дети, находящиеся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа);
    • Дети, проживающие в малоимущих семьях;
    • Дети с отклонениями в поведении;
    • Дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семь.
    • Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, до достижения ими возраста четырех лет включительно могут содержаться в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения (п. 3 ст. 54 Закона №323-ФЗ). На сегодняшний день порядок содержания таких детей утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2012 №343н.

      Законные представители несовершеннолетних

      При анализе норм законодательства можно отметить, что права и интересы несовершеннолетних представляют их законные представители. И как видно из толкования норм законодательства, нигде нет упоминания о том, что законным представителем являются только родители.

      Далее приведем информацию о том, кто является законным представителем ребенка (далее тексту “законный представитель”):

      Рассмотрим некоторые права детей в сфере охраны здоровья, акцент на которых делает законодатель.

      Право на прохождение медицинских осмотров, диспансеризацию и диспансерное наблюдение

      Ст. 54 Закона №323-ФЗ закрепляет за ребенком право на прохождение медицинского осмотра, который представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (ст. 46 Закона №323-ФЗ). Медицинский профилактический осмотр проводится и в связи с занятиями ребенка физической культурой и спортом.

      Профилактический медицинский осмотр проводится также в целях раннего (своевременного) выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.

      Диспансеризация – это комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения) и осуществляемый в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

      Диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование детей в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации детей страдающих:

    • Хроническими заболеваниями;
    • Функциональными расстройствами;
    • Иными состояниями.
    • Диспансерное наблюдение проводится в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Диспансерное наблюдение, в частности, устанавливается следующими нормативно-правовыми актами:

      • Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 №892, которое устанавливает порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;
      • Приказом Минздрава России от 01.03.2016 №134н, который определяет порядок организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом;
      • Приказом Минздрава России от 21.12.2012 №1348н, который устанавливает порядок прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
      • Приказом Минздрава России от 06.10.2014 №581н, который устанавливает правила проведения ежегодных профилактических медицинских осмотров обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ;
      • Приказом Минздрава России от 15.02.2013 №72н, который устанавливает порядок диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
      • И прочими нормативными актами.
      • Медицинская реабилитация ребенка

        Законодатель предусматривает такое право в отношение каждого пациента (ст. 19 Закона №323-ФЗ) и, в частности, в отношение ребенка (ст. 54 Закона №323-ФЗ).

        Мероприятия по медицинской реабилитации могут относится и к первичной медико-санитарной помощи (ст. 33 Закона №323-ФЗ), и к специализированной медицинской помощи (ст. 34 Закона №323-ФЗ), и к медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст. 36.1. Закона №323-ФЗ).

        Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мероприятий медицинского и психологического характера, направленных на (ст. 40 Закона №323-ФЗ):

      • Полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма;
      • Поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме;
      • На предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма;
      • На предупреждение и снижение степени возможной инвалидности;
      • На улучшение качества жизни;
      • На сохранение работоспособности ребенка, если он работает, и его социальную интеграцию в общество.
      • Порядок организации медицинской реабилитации предусмотрен Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 №1705н “О порядке организации медицинской реабилитации”, который регулирует вопросы организации медицинской реабилитации детского населения на основе комплексного применения природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов.

        Медицинская помощь в период обучения и воспитания в образовательных организациях

        Такое право также предусмотрено ст. 54 Закона №323-ФЗ и осуществляется в порядке, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 05.11.2013 №822н.

        В период обучения и воспитания в образовательных организациях детям гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде:

      • Первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной;
      • Специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной;
      • Скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной;
      • Паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
      • Медицинская помощь в период оздоровления и организованного отдыха детей

        Согласно ст. 1 Закона №323-ФЗ, отдых детей и их оздоровление представляет собой совокупность мероприятий, направленных на:

      • Развитие творческого потенциала детей;
      • Охрану и укрепление их здоровья;
      • Профилактику заболеваний у детей;
      • Их занятия физической культурой, спортом и туризмом;
      • Формирование у детей навыков здорового образа жизни;
      • Соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде.
      • Все мероприятия по оздоровлению детей должны проводиться с условием соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

        В период отдыха и оздоровления медицинская помощь несовершеннолетним оказывается в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2012 №363н “Об оказании медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха”.

        Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме и особенности ознакомления с медицинской документацией несовершеннолетнего

        Право на получение информации о состоянии здоровья в доступной форме закреплено и для несовершеннолетних в статьях 22 и 54 Закона №323-ФЗ.

        При этом информация о состоянии здоровья должна быть лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении доведена до сведения несовершеннолетнего таким образом, чтобы она была ему понятна с учетом его возраста.

        Если несовершеннолетний не достиг 15 летнего возраста или 16 лет, при этом болен наркоманией, информация о состоянии его здоровья предоставляется законному представителю.

        Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена несовершеннолетнему или его законному представителю против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме несовершеннолетнему, одному из близких родственников (родителям, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

        Ознакомление с медицинской документацией также относится к гарантированному праву на получение информации о состоянии здоровья. В случае здоровья детей, законный представитель вправе знакомиться с медицинской документацией ребенка (ч. 4 ст. 22 Закона №323-ФЗ). Для остальных граждан такая возможность законодателем не предусмотрена.

        Санитарно-гигиеническое просвещение детей

        Также следует отметить, что ст. 54 Закона №323-ФЗ предусмотрено такое право несовершеннолетнего в сфере охраны здоровья, как санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, соответствующих его физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающее воздействие на них неблагоприятных факторов.

        На сегодняшний день действуют Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста, установленные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58 (СанПиН 2.4.6.2553-09).

        Ввиду того, что несовершеннолетние имеют право трудиться (при определенных условиях и с согласия родителей/законных представителей), такие дети имеют право на медицинскую консультацию без взимания платы при определении профессиональной пригодности в порядке и на условиях, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

        Иные особенности реализации прав детей в сфере охраны здоровья

        Врачебная тайна

        Состоянием здоровья ребенка или конкретным диагнозом ребенка у лечащего врача могут интересоваться не только его законные представители, но и близкие родственники, педагоги.

        Сведения о факте обращения ребенка за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну и предоставление таких сведений без согласия его законного представителя не допускается (ст. 13 Закона №323-ФЗ).

        Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство

        Ввиду того, что ребенок не в состоянии осмыслить и принять разумное решение в целях охраны своего собственного здоровья и учитывая, что ребенок не может совершать какие-либо сделки законодатель предусматривает, что наличие детского возраста не избавляет от необходимости получать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (ст. 20, п. 6 ст. 36.1., п. 5 ст. 47, п.2 ст. 54 и иные статьи Закона №323-ФЗ). Такое согласие за ребенка подписывает его законный представитель.

        Нахождение в стационаре с законным представителем

        Если ребенок находится в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка:

      • Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации, в том числе в отделениях анестезиологии-реанимации (Письмо Минздрава РФ от 09.07.2014 №15-1/2603-07).
      • При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается. Это допустимо в следующих случаях:

      • До достижения ребенком возраста четырех лет;
      • Старше данного возраста — при наличии медицинских показаний.
      • Указанное право может быть реализовано независимо от вида медицинской организации, в которой ребенку оказывается медицинская помощь в стационарных условиях (п. 3 ст. 51 Закона №353-ФЗ, Информационное письмо Минздрав РФ от 21.06.2013 №15-1/10/1-2884).

        Питание в рамках охраны здоровья

        Также хотелось бы отметить, что согласно ст.52 Закона №323-ФЗ дети в возрасте до трех лет, обеспечиваются полноценным питанием через специальные пункты по заключению врача в соответствие с законодательством субъекта РФ.

        Так, например, Департаментом здравоохранения г. Москвы утверждены перечни лиц, имеющих право на получение бесплатного питания, а также перечень выдаваемых продуктов питания. Данная информация содержится в Приказе Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2016 №292 “Положение об обеспечении бесплатными продуктами питания отдельных категорий детей и женщин, являющихся жителями города Москвы”.

        Лекарственные средства для детей до 3-х лет

        Ввиду того, что согласно ст. 29 Закона №323-ФЗ, лекарственное обеспечение является одной из мер организации охраны здоровья, право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами имеют дети-инвалиды (ст. 6.1, 6.7 Закона №178-ФЗ) и дети до 3-х лет. Более подробно с вопросами бесплатного лекарственного обеспечения можно ознакомиться в статье “Платные и бесплатные лекарственные средства”.

        Трансплантация органов и тканей ребенка

        За исключением случаев пересадки костного мозга, изъятие органов и тканей у живого ребенка для трансплантации (пересадки) не допускается (ст. 47 Закона №323-ФЗ).

        В случае смерти ребенка изъятие органов и тканей из тела умершего для трансплантации (пересадки) допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей (п. 8 ст. 47 Закона №323-ФЗ).

        Платные медицинские услуги для детей

        Законодатель не ограничивает права законных представителей на обращение за оказанием медицинской помощи ребенку в медицинские организации, оказывающие медицинские услуги на платной основе. Такие обращения допустимы одновременно и с обращениями в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям в рамках бесплатного оказания медицинской помощь гражданам РФ.

        Являясь родителем ребенка или его законным представителем у Вас могут возникнуть проблемы при оказании Вашему ребенку медицинской помощи. Это может быть и медицинская помощь, оказанная с нарушением сроков её оказания; и медицинская помощь, оказанная с нарушением качества оказания медицинской помощи и прочее. Чтобы защитить права детей в сфере охраны здоровья и, при необходимости, привлечь медицинскую организацию к ответственности, советуем обратиться к медицинским юристам, имеющим опыт работы в данной сфере.

        Ниже мы подобрали некоторые выдержки из некоторых судебных решений, связанных с судебными спорами, затрагивающими права детей в сфере охраны здоровья

        Апелляционное определение Омского областного суда от 07.10.2015 по делу №33-7234/2015

        Требование: О возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

        Обстоятельства: Учреждением не исполняются предписания уполномоченного органа об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, выявленных в ходе проведения проверок.

        Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено, что выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о нарушении прав детей на безопасные условия воспитания, так как в дошкольном образовательном учреждении не созданы условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.

        Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 12.04.2016 по делу №33-6932/2016

        Требование: О возложении обязанности по организации мероприятий по бесплатному обеспечению детей в возрасте до трех лет из малоимущих семей продуктами детского питания.

        Обстоятельства: Семья истца является малоимущей. Ранее по рецептам участкового врача-педиатра детской поликлиники несовершеннолетней дочери истца отпускались молоко, кефир и творог, однако в настоящее время ответчики перестали отпускать молочные продукты для несовершеннолетней дочери истца.

        Решение: Требование к ответчику-1 удовлетворено, в удовлетворении требования к ответчику-2 и ответчику-3 отказано.

        Апелляционное определение Московского городского суда от 22.03.2016 по делу №33-9742/2016

        Требование: О признании выдачи выписок из истории болезни неправомерной, компенсации морального вреда.

        Обстоятельства: Истец указал, что его дочь была помещена в дневной стационар детской неврологии, была выписана из медицинского учреждения, первоначально истцу была выдана одна справка, а далее ответчиком была выдана вторая справка из истории болезни, отличная от первоначальной, что истец считает неправомерным.

        Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку законом выдача нескольких выписок из одной и той же истории болезни не запрещена, при этом вторая выписка являлась более расширенной, материалами дела вина ответчика в причинении истцу морального вреда не подтверждена.

        Статья 54 закона об охране здоровья

        Права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья устанавливаются и регулируются следующими правовыми актами:

        1.Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

        «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

        2.Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ

        «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

        3.Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1

        «О защите прав потребителей»

        Памятка о правах и обязанностях пациента

        Памятка определяет правила и нормы поведения пациентов и иных посетителей ГОБУЗ «НОКБ» (далее — Учреждение) при получении медицинских услуг с целью обеспечения условий для более полного удовлетворения потребности в медицинской помощи, услугах медицинского сервиса и услугах, косвенно связанных с медицинскими, обеспечения безопасности граждан при посещении ими Учреждения, а также работников Учреждения.

        В соответствии с частью 5 ст. 19 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

        Пациент имеет право на:

      • выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
      • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
      • получение консультаций врачей-специалистов;
      • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
      • получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
      • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
      • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
      • отказ от медицинского вмешательства;
      • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
      • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
      • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.
      • Статьей 27 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены обязанности граждан в сфере охраны здоровья:

      • Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
      • Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
      • Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.
      • Реализация пациентом своих прав не должна препятствовать медицинскому персоналу в выполнении профессиональных обязанностей, создавать неудобства для других пациентов и, тем более, нарушать их права. В этой связи можно выделить следующие обязанности пациента:
      • — представить врачу полную и достоверную информацию о своем здоровье (от этого во многом зависит качество лечения);

        — соблюдать правила внутреннего распорядка медицинской организации, общепризнанные правила и нормы поведения в общественных местах;

        — выполнять все назначения и рекомендации лечащего врача.

        Памятка

        по информированию пациента о состоянии здоровья

        В соответствии со ст. 22 закона Российской Федерации от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

        1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
        2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
        3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
        4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
        5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти».
        6. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ

          «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

          Глава 4.
          ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

          Статья 18. Право на охрану здоровья
          1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
          2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощью.

          Статья 19. Право на медицинскую помощь
          1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
          2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
          3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
          4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.
          5. Пациент имеет право на:
          1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
          2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
          3) получение консультаций врачей-специалистов;
          4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
          5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
          6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
          7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
          8) отказ от медицинского вмешательства;
          9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
          10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
          11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

          Статья 20. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство и на отказ от медицинского вмешательства
          1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
          2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство дает один из родителей или иной законный представитель в отношении:
          1) лица, не достигшего возраста, установленного частью 5 статьи 47 и частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, если такое лицо по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
          2) несовершеннолетнего больного наркоманией при оказании ему наркологической помощи или при медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими восемнадцатилетнего возраста).
          3. Гражданин, один из родителей или иной законный представитель лица, указанного в части 2 настоящей статьи, имеют право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, осуществляет указанное право в случае, если такое лицо по своему состоянию не способно отказаться от медицинского вмешательства.
          4. При отказе от медицинского вмешательства гражданину, одному из родителей или иному законному представителю лица, указанного в части 2 настоящей статьи, в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
          5. При отказе одного из родителей или иного законного представителя лица, указанного в части 2 настоящей статьи, либо законного представителя лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинского вмешательства, необходимого для спасения его жизни, медицинская организация имеет право обратиться в суд для защиты интересов такого лица. Законный представитель лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, извещает орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного об отказе от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни подопечного, не позднее дня, следующего за днем этого отказа.
          6. Лица, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, для получения первичной медико-санитарной помощи при выборе врача и медицинской организации на срок их выбора дают информированное добровольное согласие на определенные виды медицинского вмешательства, которые включаются в перечень, устанавливаемый уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          7. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента.
          8. Порядок дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, в том числе в отношении определенных видов медицинского вмешательства, форма информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форма отказа от медицинского вмешательства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
          (см. текст в предыдущей редакции)
          9. Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:
          1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители (в отношении лиц, указанных в части 2 настоящей статьи);
          2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
          3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;
          4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);
          5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.
          10. Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя принимается:
          1) в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, — консилиумом врачей, а в случае, если собрать консилиум невозможно, — непосредственно лечащим (дежурным) врачом с внесением такого решения в медицинскую документацию пациента и последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (руководителя медицинской организации или руководителя отделения медицинской организации), гражданина, в отношении которого проведено медицинское вмешательство, одного из родителей или иного законного представителя лица, которое указано в части 2 настоящей статьи и в отношении которого проведено медицинское вмешательство, либо судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
          (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
          (см. текст в предыдущей редакции)
          2) в отношении лиц, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, — судом в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
          11. К лицам, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры медицинского характера по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом.

          Статья 21. Выбор врача и медицинской организации
          1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
          2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.
          3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
          1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
          2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.
          4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
          5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.
          6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
          8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.
          9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи. В этом случае медицинская организация обязана оказать такому пациенту медицинскую помощь без участия обучающихся.
          (часть 9 введена Федеральным законом от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

          Статья 22. Информация о состоянии здоровья
          1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
          2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.
          3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
          4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
          (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
          (см. текст в предыдущей редакции)
          5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

          Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье
          Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

          Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья
          1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.
          2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          3. В случае выявления при проведении обязательных медицинских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.
          4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

          Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья
          1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее — военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
          2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
          3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
          4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
          5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, призыве на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
          (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
          (см. текст в предыдущей редакции)
          6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

          Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи
          1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
          2. Беременные женщины, женщины во время родов и в послеродовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
          3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
          4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          5. Испытание новых методов профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации, а также лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускается.
          6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
          7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

          Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
          1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
          2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
          3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

          Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья
          1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
          2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
          3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.

          Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ

          «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»

          Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ,

          СТРАХОВАТЕЛЕЙ, СТРАХОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

          И МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

          Статья 16. Права и обязанности застрахованных лиц

          Застрахованные лица имеют право на:

          1) бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:

          Смотрите еще:

          • Продажа и возврат в одном чеке Какие реквизиты должны быть в кассовом чеке Наименование товаров в кассовом чеке Главный реквизит, который должен быть в кассовом чеке, это наименование товаров (работ, услуг, платежа, выплаты). Здесь же указывают их […]
          • 2003-1 от 09121991 о налогах на имущество физических лиц Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-I "О налогах на имущество физических лиц" С изменениями и […]
          • Федеральным законом 54-фз от 22052003 Федеральный закон "О ККТ" Информация об изменениях: Наименование изменено с 3 июля 2018 г. - Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 192-ФЗ Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ"О применении контрольно-кассовой техники при […]
          • Возвраты пробивать по ккм Применение онлайн-касс. Возврат товара через несколько дней после продажи Как оформить возврат товара через онлайн-кассу, если он совершается через несколько дней после покупки? Если при возврате товара не работает онлайн-касса […]
          • Нотариус в новосибирске воскресенье Нотариусы, Новосибирск, Центральный район Нотариус Ваина Л. С. +7-383-211-91-88 Новосибирск, Державина, 28 - 301, 3 этаж Нотариус Барсукова И. Н. +7-383-222-24-19 Новосибирск, Каменская, 32 - 608, 6 этаж Нотариус Полосухина Ж. […]
          • Енвд саратовская область закон Закон Саратовской области от 7 июня 1999 г. N 24-ЗСО "О введении единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Саратовской области" Информация об изменениях: Законом Саратовской области от […]