Закон 21 о переселении

Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» (с изменениями и дополнениями)

Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21
«Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

С изменениями и дополнениями от:

26 декабря 2006 г., 31 марта 2010 г., 26 января 2011 г., 27 июня 2012 г., 29 мая 2013 г., 8 июля 2015 г., 28 декабря 2016 г.

О требовании Прокурора г. Москвы от 12 января 2011 года N 86-24-2011/780 об изменении настоящего Закона см. постановление Московской городской Думы от 26 января 2011 г. N 18

См. постановление Московской городской Думы от 31 мая 2006 г. N 163 «О Законе города Москвы «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

Информация об изменениях:

Законом г. Москвы от 8 июля 2015 г. N 44 в преамбулу настоящего Закона внесены изменения

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, гражданским и жилищным законодательством Российской Федерации, Уставом города Москвы устанавливает условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов), предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

Московская городская Дума

31 мая 2006 года

Закон устанавливает условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти г. Москвы, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

В качестве основания для освобождения жилых домов Закон определяет правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с: проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома (при невозможности их проведения без отселения); переводом жилого дома, признанного непригодным для проживания, в нежилой фонд; признанием жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу; изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом г. Москвы, планами развития округов и районов города, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

Положениями Закона определены права граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов), а также права членов семьи собственника жилого помещения (жилого дома).

Собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. При этом размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения.

Переселение производится с соблюдением принципа сохранения района проживания. Четко установлены случаи, когда жилое помещение может предоставляться вне района проживания.

Регламентирован порядок информирования граждан о предстоящем переселении.

Закон вступает в силу через 10 дней после официального опубликования.

Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования

Текст Закона опубликован в «Вестнике Мэра и Правительства Москвы», июнь 2006 г., N 35 (дата выхода номера в свет 21.06.06), в газете «Тверская, 13» от 29 июня 2006 г. N 78, в «Ведомостях Московской городской Думы», 2006 г., N 6 (дата выхода номера в свет 12.07.06), в московской жилищной газете «Квартирный ряд» от 20-26 июля 2006 г. N 29

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Закон г. Москвы от 28 декабря 2016 г. N 55

Изменения вступают в силу через 10 дней после официального опубликования названного Закона

Закон г. Москвы от 8 июля 2015 г. N 44

Закон г. Москвы от 29 мая 2013 г. N 28

Закон г. Москвы от 27 июня 2012 г. N 30

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Закон г. Москвы от 26 января 2011 г. N 4

Закон г. Москвы от 31 марта 2010 г. N 8

Закон г. Москвы от 26 декабря 2006 г. N 67

С 18 мая в Москве действуют два закона о гарантиях жителям сносимых домов.

Во-первых, это действующий Закон г. Москвы от 31.05.2006 N 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

И во-вторых, это Закон города Москвы №14 от 17.05.2017 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве», который пока не вступил в силу.

Действие этого закона начнется со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации — городе федерального значения Москве» (Для краткости- Закон о реновации).

По общему правилу приоритет имеет специальная норма закона, то есть в случае освобождения домов в связи с реновацией- следует руководствоваться вторым из этих законов, Законом № 14 от 17.05.2017г. Но механизм его реализации вызывает некоторые вопросы, на которые мы постарались ответить.

Особого внимания заслуживает статья №2, которая гласит:

«Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты города Москвы.

Иные законы города Москвы, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.»

Это очень важно, потому что это значит: если что-то не раскрыто в законе, значит нужно руководствоваться иными подходящими законами.

В частности, мы говорим о Законе № 21 города Москвы, предусматривающим гарантии прав москвичей при сносе домов по любому основанию, а не только в связи с реновацией.

Законом № 14 предусмотрено, что собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подлежащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые помещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бесплатно предоставляются равнозначные жилые помещения.

Собственнику- в собственность, нанимателю по договору социального найма- в собственность или, по его желанию, по договору социального найма.

Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности.

Вопрос- как именно должен оформляться договор, закрепляющий права граждан на новые квартиры?

Законом № 14 это не предусмотрено, зато предусмотрено статьей 10 Закона г. Москвы № 21:

«Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, заключается в сроки, указанные в Решении (в данном случае- решение о включении дома в программу реновации). В случае заключения предварительного договора, договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, заключается в сроки, указанные в предварительном договоре. Примерная форма договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы.

Договор, определяющий переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Плата за оформление и государственную регистрацию права собственности на основании договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение (жилой дом) и размер возмещения (компенсации) либо выкупа, осуществляется за счет лица, осуществляющего переселение.

На срок оформления договора, определяющего переход права собственности на освобождаемое жилое помещение, проведения государственной регистрации права собственности на предоставленное жилое помещение лицо, осуществляющее переселение, заключает с собственником в случае его согласия договор краткосрочного найма на это жилое помещение. Договор краткосрочного найма является основанием для вселения и проживания в жилом помещении. Договор краткосрочного найма прекращает свое действие с момента государственной регистрации права собственности на предоставленное собственнику жилое помещение.

Все разногласия, которые могут возникнуть при выполнении условий договора, решаются путем переговоров между сторонами либо в судебном порядке. При недостижении соглашения сторон о заключении договора вопрос о предоставлении возмещения (компенсации) либо выкупа собственнику жилого помещения (жилого дома) решается в судебном порядке.

Ответственность за неисполнение надлежащим образом условий заключенного договора наступает для сторон в соответствии с федеральным законодательством и договором.

Жилое помещение (жилой дом) освобождается собственником в сроки, определенные в договоре, но не позднее чем через месяц после:

1) заключения соответствующего договора;

2) получения документа о праве собственности на жилое помещение;

3) получения денежного возмещения (компенсации) либо выкупной цены в полном размере.»

Размер предварительного равноценного возмещения и порядок его предоставления определяются, согласно Закону № 14, в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.

Однако в соответствии со ст. 2 Закона № 14 можно руководствоваться и московским законодательством.

В соответствии со ст. 11 Закона № 21 г. Москвы,

«Оценка рыночной стоимости жилых помещений (жилых домов) производится в порядке, утвержденном федеральным законодательством, по инициативе одной из сторон профессиональными оценщиками. Расходы по оценке несет лицо, осуществляющее переселение. При повторной оценке расходы несет лицо, не согласившееся с ранее произведенной оценкой.

Споры, возникающие в связи с произведенной оценкой рыночной стоимости жилого помещения (жилого дома), а также в связи с установленным размером возмещения (компенсации) либо выкупной цены, решаются в судебном порядке.»

Законом № 14 предусмотрены дополнительные гарантии лицам, стоящим на жилищном учете.

Им вне очереди улучшаются жилищные условия « в порядке и на условиях, предусмотренных Законом города Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Что же это за условия?

«Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Жилое помещение из жилищного фонда города Москвы может быть предоставлено площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру площадью жилого помещения не более чем 40 квадратных метров.

Вследствие конструктивных особенностей жилых помещений размер площади жилого помещения не может быть более чем:

1) на семью, состоящую из супругов, — однокомнатная квартира площадью до 44 квадратных метров;

2) на семью, состоящую из двух граждан, не являющихся супругами, — двухкомнатная квартира площадью до 54 квадратных метров;

3) на семью из трех граждан, в составе которой есть супруги, — двухкомнатная квартира площадью до 62 квадратных метров;

4) на семью из трех граждан, в составе которой нет супругов, — трехкомнатная квартира площадью до 74 квадратных метров;

5) на семью из четырех или пяти граждан — жилое помещение площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров);

6) на семью из шести и более граждан — жилое помещение (жилые помещения) площадью по 18 квадратных метров на одного члена семьи (получившийся размер жилого помещения (жилых помещений) может быть увеличен не более чем на 9 квадратных метров).»

По Закону № 14 город Москва при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих граждан, достигших пенсионного возраста, инвалидов, малоимущих граждан, многодетных семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом города Москвы.

О каких еще категориях граждан может идти речь?

Нормативным правовым актом г. Москвы, а именно Законом № 21 предусмотрено, что расходы по переселению граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, несет город Москва (переселяющее лицо).

Переселение в связи со сносом — не улучшение жилищных условий!

Автор: Диана Келехсаева

Переселение в связи со сносом — не улучшение жилищных условий!

Диана Келехсаева, юрист

Москва всегда отличалась своими социальными благами: добавками к пенсиям, транспортными льготами, компенсациями на оплату коммунальных услуг и др. Именно в Москве в основном активно сносились и расселялись пятиэтажки.

Закон от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» был намного гуманнее Жилищного кодекса РФ. Очередники, чьи дома шли под снос, имели право получить причитающееся им по закону жилье раньше положенного срока согласно дате постановки на учет.

В соответствии с ранее действующей редакцией пункта 3 статьи 13 Закона от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» «гражданам, освобождающим жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии могут быть улучшены жилищные условия без учета даты признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях». Таким образом, переселение граждан из пятиэтажек с одновременным улучшением жилищных условий также было особенностью московского законодательства для блага москвичей. Одновременно решались две проблемы: и пятиэтажки расселялись, и очередь двигалась.

Но согласно пункту 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ«предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86–88 настоящего Кодекса (статья 86 — в связи со сносом дома. Прим. автора), другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления».Следовательно, закон субъекта Федерации противоречил федеральному закону: нарушался основной принцип жилищного законодательства — соблюдение очередности при улучшении жилищных условий. По протесту прокуратуры г. Москвы были внесены поправки в закон о переселении. Теперь в соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» «гражданам, освобождающим по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма, найма или безвозмездного пользования, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При принятии данного решенияучитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях».

Таким образом, теперь переселенцам-очередникам (как нанимателям, так и собственникам) предоставляются жилые помещения по размеру общей площади равнозначные освобождаемым без снятия с учета. Исключение составляют лишь плановые очередники. Им жилищные условия улучшаются во время переселения в соответствии с Законом города Москвы. Норма предоставления — 18 кв. м площади жилого помещения на человека.

Отметим, что страдают от новых поправок лишь те, кто имел договор найма жилого помещения, — собственники квартир остались в старом положении.

В итоге ситуация следующая: во-первых, обычный наниматель в сносимом доме оказывается в более выгодном положении, чем очередник, из чего несложно сделать вывод, что очереднику следует просто вовремя сняться с очереди, а во-вторых, те проживающие по договору социального найма, кто ожидал счастливого момента расселения, могут со спокойной совестью идти и приватизировать свое жилье, а затем выставлять его на рынок. Смысл держать подобное жилье в такой ситуации исчез полностью.

Комментирует Татьяна Бекренева, юрист

Жилищный кодекс РФ предусматривает, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 86 ЖК РФ). Выселение по рассматриваемому основанию предусматривается в случае сноса многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение.

Согласно положениям статьи 19 Жилищного кодекса РФ государственный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации или субъектам РФ. В связи с этим принятие решения о сносе дома, в котором находится занимаемое по договору социального найма жилое помещение, применительно к жилищным фондам Российской Федерации или субъектов РФ, а следовательно, и обязанность по переселению проживающих в таком помещении граждан лежит на федеральных органах государственной власти либо органах государственной власти субъекта РФ. В случае принятия решения о сносе дома, находящегося в собственности муниципального образования, обязанность по переселению граждан в другие благоустроенные жилые помещения на условиях договора социального найма лежит на соответствующих органах местного самоуправления.

Согласно статье 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в том числе в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.

В соответствии со статьей 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно части 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86–88 Жилищного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Так, например, в Санкт-Петербурге согласно статье 22 Закона г. Санкт-Петербурга от 05.05.2006 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» при расселении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, используются все способы обеспечения прав граждан на жилище, предусмотренные данным Законом. В Москве порядок предоставления жилых помещений, в том числе по договору социального найма, в связи со сносом дома, в котором находится это помещение, регламентирован положениями Закона города Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Данный Закон в качестве основания для освобождения жилых домов определяет правовой акт Правительства Москвы, принимаемый в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции жилого дома (при невозможности их проведения без отселения); переводом жилого дома, признанного непригодным для проживания, в нежилой фонд; признанием жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу; изъятием или использованием части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом г. Москвы, планами развития округов и районов города, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов. Положениями Закона определены права граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов), а также права членов семьи собственника жилого помещения (жилого дома), установлено, что переселение производится с соблюдением принципа сохранения района проживания.

Автор указывает, что в связи с изменением пункта 3 статьи 13 Закона от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» изменился порядок определения размера площади, которую получают переселенцы-очередники: «Таким образом, теперь переселенцам-очередникам (как нанимателям, так и собственникам) предоставляются жилые помещения по размеру общей площади равнозначные освобождаемым без снятия с учета». Не совсем понятно, как этот вывод автора соотносится с тем, что изменение положений пункта 3 статьи 13 указанного Закона касается приведения в соответствие этого закона с федеральным законодательством в части восстановления основного принципа жилищного законодательства — соблюдения очередности при улучшении жилищных условий.

В Законе города Москвы от 31.05.2006 № 21 определены условия, основания и порядок признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях, и в нем не указано, что если дом подлежит сносу, то при предоставлении жилья по этим основаниям (пункт 1 статьи 86 ЖК РФ) гражданин должен быть снят с учета как нуждающийся. Автор же сама цитирует пункт 1 статьи 89: «В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления». Думается, что переселенцы-очередники не меняют статуса «очередника», если при переселении одновременно не будет решен вопрос и об улучшении для них жилищных условий. По конкретному делу Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда от 06.04.2011 указала, что при переселении жильцов в связи со сносом следует руководствоваться нормами материального права, которые регулируют порядок предоставления жилого помещения лицам, состоящим на жилищном учете, и учитывать положения Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», в части 3 статьи 20 которого установлена норма предоставления площади жилого помещения — 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека (Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 06.04.2011 № 33-5982/2011).
Закон города Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» также устанавливает условия и порядок обеспечения прав граждан при переселении, освобождении жилых помещений (жилых домов) на основании решений исполнительных органов государственной власти г. Москвы, а также предоставления жилых помещений, возмещения (компенсации) либо выкупной цены собственникам.

В силу статьи 6 указанного Закона города Москвы от 31.05.2006 № 21 собственникам, освобождающим жилые помещения (жилые дома), по их выбору в денежной или натуральной форме предоставляется равноценное возмещение (компенсация) либо выкупная цена. Размер возмещения (компенсации) либо выкупной цены определяется соглашением сторон на основе независимой оценки. Размер денежного возмещения (компенсации) собственнику должен соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения. Денежное возмещение (компенсация) собственнику предоставляется в безналичной форме и используется для приобретения жилого помещения либо в иных целях при наличии у собственника иного жилого помещения, в отношении которого собственник обладает правом пользования либо правом собственности. Возмещение (компенсация) в натуральной форме предоставляется собственнику в виде другого благоустроенного жилого помещения путем заключения договора мены или иного договора, определяющего переход права собственности на жилые помещения. Стоимость предоставляемого в порядке компенсации в натуральной форме жилого помещения должна соответствовать размеру рыночной стоимости освобождаемого жилого помещения, за исключением случаев, определенных законом. Судебная практика подтверждает данное правило (см. Определение Московского городского суда от 11.04.2011 по делу № 4г/5-3222/11).

Согласно Постановлению Правительства Москвы от 13.03.2007 № 167-ПП «О Положении о предоставлении денежного возмещения собственнику, освобождающему жилое помещение» денежное возмещение за выкупаемое городом жилое помещение выплачивается на основании гражданско-правового договора, заключаемого с собственником жилого помещения.

Переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, осуществляются путем предоставления им другого благоустроенного жилого помещения соответственно по договору социального найма, найма, безвозмездного пользования или путем предоставления безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений с целью приобретения их в собственность.

Но надо учитывать, что в соответствии со пунктом 5 статьи 3 того же Закона г. Москвы требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат удовлетворению не подлежат (см. Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28.04.2011 № 33-10192).

Таким образом, нельзя однозначно уверять, что переселение в связи со сносом не является улучшением жилищных условий. Жилищные условия не улучшаются, если семья не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а если состоит, то переселение в связи со сносом дома семьи, состоящей на учете, может расцениваться как улучшение, что подтверждает и судебная практика (Определение Московского городского суда от 14.02.2011 по делу № 4г/1-619).

Полная статья в печатной версии Жилищное право или через 3 месяца на сайте.

Закон 21 о переселении

Часть II.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ

В 2006 году Мосгордума приняла закон, который резко облегчил Правительству Москвы принятие решений о принудительном выселении москвичей из их домов . Теперь переселение граждан на новое место жительства может осуществляться по следующим основаниям:

1) проведение капитального ремонта или реконструкция жилого дома, если таковые не могут быть проведены без освобождения жилых помещений и отселения граждан;

2) перевод жилого дома, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, в нежилой фонд;

3) признание в установленном порядке жилого дома непригодным для проживания (аварийным) и подлежащим сносу;

4) изъятие или использование части или всего земельного участка для государственных (городских) или муниципальных нужд в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы, в связи с необходимостью нового строительства, развития территорий, в соответствии с Генеральным планом города Москвы, планами развития округов и районов города Москвы, реализацией городских программ, требующих сноса жилых домов.

Как видим, этот перечень, особенно его последний пункт, открывает широкие возможности для выселения людей из любых домов, независимо от их возраста и состояния.

Организацию и осуществление совместно с префектурой административного округа и управой района переселения граждан, оказание услуг на договорной основе инвесторам по переселению лиц из жилых помещений (домов), подлежащих освобождению, проводит Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (Москва, Газетный переулок, д. 12, Приемная Департамента 291-14-26).

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ:

1. Первое, что необходимо сделать, – разобраться, выгодно вам переселение или нет. Для этого надо знать следующие основные положения законодательства.

Различие прав нанимателей и собственников. Первый вопрос, который надо решить при получении известия о готовящемся переселении, – будете ли вы срочно приватизировать, либо, наоборот, расприватизировать занимаемое вами помещение.

Собственникам квартир при переселении предоставляется квартира, равнозначная освобождаемой по площади, количеству комнат и рыночной стоимости. При этом доплата за разницу в стоимостях обмениваемых жилых помещений не взимается. (п. 4 Статьи 6 Закона № 21). В то же время собственникам квартир, состоящим на жилищном учете, жилищные условия могут быть улучшены, но при этом новая квартира предоставляется уже на основании договора социального найма – без права его дальнейшей приватизации. Правда, запрет на повторную приватизацию не распространяется на несовершеннолетних.

Социальным нанимателям квартира предоставляется в соответствии с нормами в Москве, излишки не учитываются. Улучшение жилищных условий производится гражданам, состоящим на жилищном учете либо не состоящим, но имеющим жилплощадь меньше нормы. При переселении граждан, не состоящих на учете учитываются иные жилые помещения, имеющиеся у граждан или факты ухудшения жилищных условий, совершенные за последние пять лет. Если такие факты есть – предоставляется равнозначное жилье.

Право на денежную компенсацию за квартиру. Собственник квартиры имеет права на ее выкуп в связи с изъятием жилого помещения, включая упущенную выгоду (Статья 281 ГК РФ). В размер выкупной цены входят: рыночная стоимость жилого помещения и все сопутствующие убытки. Выкупная стоимость должна определяться с учетом рыночной стоимости изымаемого жилого помещения. С этой целью могут быть привлечены профессиональные оценщики .

Социальный наниматель, признанный нуждающимся в улучшении жилищных условий и освобождающий жилое помещение, может претендовать на безвозмездную субсидию для приобретения в собственность жилья.

Право переселения в границах района, в котором находится ваш дом. Жителей Центрального округа и Зеленограда имеют право на переселение в границах своих округов. Сразу же оговоримся, что эти права не распространяются на граждан, чьи дома признаны аварийными (об этом см. ниже). Тщательно сравните место своего нынешнего и предлагаемого проживания. Учтите такие факторы, как близость метро, наличие элементов благоустройства, зеленых зон и т.п. Сопротивляться переселению имеет смысл, если новое место по всем этим параметрам уступает нынешнему. В следующих пунктах данного раздела описываются различные стратегии сопротивления.

2. Требуйте признания права вернуться на нынешнее место жительства после строительства на нем нового дома.

Такая возможность предусмотрена законом. При проведении капитального ремонта или реконструкции социальным нанимателям предоставляются жилые помещения в маневренном жилищном фонде. Собственникам квартир при аналогичных условиях такая возможность может быть предоставлена по их согласию, выраженному в заявлении. При этом должен быть заключен договор краткосрочного найма временного помещения. Переселение граждан в маневренный жилищный фонд для временного проживания осуществляется не позднее чем через месяц после заключения договора краткосрочного найма (договора найма специализированного жилого помещения). Жилые помещения в маневренном жилищном фонде должны отвечать установленным санитарным и техническим требованиям и быть благоустроенными применительно к условиям города Москвы.

На деле, однако, реализовать это требование будет очень сложно, потому что маневренного фонда в Москве практически нет. Тем не менее это требование, подкрепленное протестными акциями, может стать серьезным средством давления на власть, например, в вопросе о предоставлении нового жилья в более благоприятном месте, чем она предлагает.

3. Оформление земельного участка. Возможностью реализации этой стратегии располагают только собственники квартир, а также нежилых помещений в доме. Первое, что нужно им сделать после получения информации о реконструкции, – подать заявку на оформление права собственности на земельный участок (о том, как это делать, см. часть III). Гражданам, проживающим в наиболее благоприятных местах города (особенно в центре) рекомендуется сделать это, не дожидаясь новости о грядущем переселении. Ведь выполнение их заявки может сознательно затягиваться чиновниками до момента, когда жители будут принудительно переселены по решению суда.

Закрепление за собственниками земельного участка защищает их от произвола гораздо лучше, чем какие-либо иные меры. Собственники земли (при наличии согласия между ними) вправе вообще отказать инвестору и властям в новом строительстве (изъятие земельного участка, переданного в собственность граждан, допускается только для государственных нужд, перечень которых ограничен Земельным кодексом). Если они все же соглашаются на переселение, резко усиливаются их позиции в диалоге с властями и инвесторами по поводу выкупной цены квартиры либо места предоставления нового жилья.

4. Как избежать выселения в Бутово. Как уже говорилось, норма закона о переселении в тот же район (округ, если это – ЦАО и Зеленоград) не распространяется на жителей, освобождающих дома, признанные ветхими, аварийными, непригодными для проживания. Соответственно, у чиновников появляется соблазн признать ваш дом аварийным, чтобы избавиться от головной боли за расселение вас по месту прежнего жительства. Такие инциденты последнее время происходят все чаще и чаще, особенно в центре.

Как правило, речь в этих случаях идет об обыкновенном мошенничестве, в котором, к сожалению, участвуют чиновники Правительства Москвы.

В большинстве таких случаев состояние дома вполне сносное. В лучшем случае требуется проведение капремонта.

У вас есть право заказать независимую экспертизу по вопросу признания дома аварийным. К сожалению, за экспертизу придется платить. Впрочем, если скинутся все заинтересованные жильцы, взнос с каждого окажется не столь уж большим.

Для того чтобы затянуть время, которое требуется для получения экспертизы, обязательно подавайте в суд иск о незаконности признания дома аварийным. В ходе судебных заседаний через своего адвоката заявляйте ходатайство о проведении независимой экспертизы.

Признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.

Если будет доказано, что дом аварийным не является, у органов власти нет основания отказывать гражданам при переселении в предоставлении нового жилья в районе проживания. У собственников жилых помещений появляется право отказаться от переселения.

Действуйте согласованно. При расселении многоквартирных домов очень важно, чтобы все собственники действовали сообща. Проводите общие собрания собственников и правильно оформляйте решения общего собрания. Правильно оформленное решение собрания поможет вам отстаивать свои права, а в случаях, предусмотренных законодательством, является обязательным документом, без которого нельзя выиграть судебный спор, например по защите прав на землю.

Ссылки к части II

Закон г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве».

За этот закон фракции голосовали так: «Единая Россия» и КПРФ – за; «ЯБЛОКО – Объединенные демократы» – против; КПРФ – за.

См. Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Порядок оценки стоимости имущества и выбора оценщиков для проведения обязательных оценок стоимости имущества в сделках с участием города Москвы определяется Правительством Москвы согласно Постановлению от 12 апреля 2005 г. № 204-ПП «О порядке работы по оценке стоимости имущества в сделках с участием города Москвы».

Статья 14 Закона г. Москвы от 31 мая 2006 г. № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»

8. При изменении в результате капитального ремонта или реконструкции размера жилого помещения, ранее занимаемого по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, в сторону его уменьшения, в результате чего площадь жилого помещения составит менее учетной нормы на одного человека, либо увеличения, в результате чего общая площадь превысит норму предоставления по договору социального найма, безвозмездного пользования более чем на девять метров на семью либо размер ранее занимаемого жилого помещения по договору найма, граждане подлежат переселению в иное жилое помещение, соответствующее общей площади ранее занимаемого ими жилого помещения, расположенное в соответствии с правилами, установленными Статьей 3 настоящего Закона.

9. В случае изменения в результате капитального ремонта или реконструкции размера жилого помещения, принадлежащего на праве собственности, взаимоотношения сторон определяются дополнительным соглашением.

При рассмотрении закона «Об обеспечении прав. » во втором чтении Мосгордумой фракция «ЯБЛОКО – Объединенные демократы» внесла поправку, обязывающую в приоритетном порядке оформлять земельный участок гражданам, уведомленным о переселении. Однако эта поправка была отклонена фракцией «Единая Россия».

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу».

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:

– ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом, или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;

– изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.

Так, в частности, жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Жилые помещения, следует признавать непригодными для проживания в случаях, когда инженерными и проектными решениями невозможно минимизировать критерии риска до допустимого уровня показателей санитарно-эпидемиологической безопасности в части физических факторов (шум, вибрация, электромагнитное и ионизирующее излучение), концентрации химических и биологических веществ в атмосферном воздухе и почве.

Порядок проведения общего собрания установлен Статьями 44–48 Жилищного кодекса РФ и приведен части III настоящей брошюры.

МОСКВА, 8 июл — РИА Новости. Мосгордума на заседании в среду приняла закон, согласно которому жителям многоквартирных домов в Троицком и Новомосковском округах, признанных аварийными, будут предоставляться квартиры в границах новой Москвы.

В настоящее время законом Москвы предусмотрено, что гражданам, освобождающим жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, предоставляются жилые помещения в районе проживания. При этом под районом проживания подразумевается территория, ограниченная внешней границей районов, прилегающих к району, в котором расположен жилой дом, подлежащий освобождению.

«Учитывая особенности территориального устройства Троицкого и Новомосковского округов, применение указанных норм практически невозможно. В новой Москве нет районов, другое территориальное деление, другие полномочия органов местного самоуправления. Таким образом, применение 21-го закона в новой Москве было невозможно. Предлагаем данную коллизию решить, внеся представленные изменения в законодательные акты города Москвы», — сказал Орлов.

Он уточнил, что изменения вводят новую статью «особенности переселения граждан в Троицком и Новомосковском административных округах», где предлагается осуществлять переселение в совокупной границе данных административных округов.

«Таким образом мы решаем коллизию правовую, которая образовалась на данный момент, и позволяем начать процесс переселения в новой Москве граждан из домов, которые признаны аварийными», — заключил депутат.

Копии правовых актов, содержащиеся в Банке данных, не могут рассматриваться в качестве официальных публикаций документов.

Официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в сети «Интернет». Если текст правового акта публикуется частями, днем его официального опубликования является дата публикации последней части правового акта. В случае если правовой акт вступает в силу через определенный срок с момента его официального опубликования, в указанный срок не включается день официального опубликования правового акта (п. 2 ст.19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25).

Официальным опубликованием закона города Москвы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы «Ведомости Московской городской Думы» (электронной версии указанного издания) или официальном издании Мэра и Правительства Москвы — журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы» (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) полного текста закона города Москвы на официальном сайте Московской городской Думы или официальном сайте Правительства Москвы в сети «Интернет». Официальным опубликованием постановления Московской городской Думы считается первая публикация его полного текста в официальном издании Московской городской Думы «Ведомости Московской городской Думы» (электронной версии указанного издания) либо первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте Московской городской Думы в сети «Интернет». Электронная версия официального издания Московской городской Думы «Ведомости Московской городской Думы», размещенная на официальном сайте Московской городской Думы в сети «Интернет», является официальным электронным изданием Московской городской Думы. Статусом официального издания могут наделяться и другие издания, публикующие законы города Москвы и постановления Московской городской Думы, в порядке, установленном законом города Москвы (ст.21 Закона г. Москвы от 14.12.2001 N 70).

Официальным опубликованием правовых актов Мэра Москвы, Правительства Москвы, заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, органов исполнительной власти города Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы — журнале «Вестник Мэра и Правительства Москвы» (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в сети «Интернет» (п. 4 ст.19 Закона г. Москвы от 08.07.2009 N 25).

Перечень поручений по итогам совещания по вопросам переселения граждан из аварийного жилья

Владимир Путин подписал перечень поручений по итогам совещания по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда, состоявшегося 16 апреля 2013 года.

Полный текст документа:

Правительству Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части:

продления срока действия Фонда до 1 октября 2017 года;

внесения изменений в условия предоставления финансовой поддержки за счёт средств Фонда, предусматривающих исполнение субъектами Российской Федерации обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 30 сентября 2017 года;

обязательного указания в региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда сроков переселения граждан из каждого аварийного дома, учитывающих первоочередное переселение из аварийных домов, признанных таковыми в более раннее время;

учёта показателя бюджетной обеспеченности каждого субъекта Российской Федерации при распределении средств Фонда между субъектами Российской Федерации.

Смотрите еще:

  • Федерального закона от 29122012 275-фз Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ"О государственном оборонном заказе" С изменениями и […]
  • Новый закон об обращении граждан Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ"О порядке рассмотрения обращений граждан […]
  • Закон о табаке 15-фз Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 […]
  • Приказ мвд 65 от 2013 года Приказ МВД России от 31 января 2013 г. N 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ МВД России от 31 января 2013 г. […]
  • Отчет о результатах самообследования приказ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" Изменения и […]
  • Приказ об организации воинского учета Примерная форма приказа об организации воинского учета в организации (подготовлено экспертами компании "Гарант") Приказ об организации воинского учета в организации г. [ место издания приказа ] В соответствии с Федеральным […]