Чему учит золотое правило морали

Чему учит золотое правило морали

1.Чему учит нас золотое правило?

2. Русский язык называют языком межнационального общения. как ты это монимаешь?

При ответе пишит е 1 или 2,спасибо!

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Бэйбик 10.05.2012

Ответы и объяснения

1. Золотое правило нравственности гласит: »Относись к другим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Другими словами, будь добрым, отзывчивым и человечным, чтобы и другие люди хорошо к тебе относились.

2. Русский язык является языком межнационального общения, потому что он является родным или вторым языком общения для миллионов людей на нашей планете, которые являются представителями разных национальностей. Общаться по-русски можно, очевидно, в Российской Федерации, где проживает множество национальностей, больших и малых народов. Русской речью пользуются в Беларуси, где русский является государственным языком, в Украине и Прибалтике, в Молдове, Казахстане и множестве других регионов.

Помогите плиз:) 1.Чему учит нас золотое правило морали? 2.Почему это правило живет много тысяч лет?

Относись к окружающим так, как хотел бы, чтобы они относились к тебе.

С давних пор люди живут в коллективе. Человек это вещество социальное, его невозможно представить в отрыве от общества.
При этом в обществе, даже небольшом, моментально проявляются конфликты людей. У каждого человека свои собственные цели иногда совпадают с соседскими, но чаще всего противоречат. Отсюда появляется большое количество конфликтов. Их приходится как то разрешать. Конфликт, с точки зрения деятельностной, явление деструктивное. Чтобы совместно трудиться и получать результат, нужно обязательно и как можно быстрее конфликты разрешать.
Чтобы между людьми конфликты возникали как можно реже, а в случае возникновения успешно решались, человечеством было выработано жто самое правило

Мораль. Золотое правило нравственности.

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Золотое правило нравственности.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать, как поступайте по отношению к другим, так как вы хотели бы, чтобы другие поступали по отношению к вам. Известна и отрицательная формулировка этого правила: « Не делай другому того, чего не хотите себе». Золотое правило – это форма поведения, которая наиболее полно воплощает своеобразие нравственности. Определяющей основой мира культуры являются отношения людей друг к другу, соответственно отношения должны характеризоваться взаимностью. Поэтому краткой формулой взаимности отношений людей друг к другу, их общественных отношений, человечности этих отношений и стало ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ .

Чему учит золотое правило нравственности?

Чего себе не желаешь, не делай того другим.

Сам не делай того, что осуждаешь в других.

Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними.

Золотое правило учит тому, как должен поступать человек, на что ориентировать свой сознательный выбор, чтобы его жизнь в той части, в какой она зависит от него самого, во-первых, была устроена наилучшим, совершенным образом; и, во-вторых, имела для него решающее значение над той частью жизни, которая от него не зависит, над тем, что обычно именуется превратностями судьбы. Таким образом, золотое правило нравственности, рассматривает человека как имеющего власть над своими желаниями (поступками), обязывает его действовать в качестве самостоятельного субъекта. Оно обязывает человека испытывать свои желания прежде, чем они воплотятся в поступки. Согласно логике золотого правила человек действует нравственно тогда, когда он действует в соответствии с желаниями других. Так, как золотое правило запрещает человеку делать по отношению к другим то, чего он не желает себе. Оно также запрещает человеку самому делать то, что он осуждает (порицает) в других. Такой двойной запрет позволяет человеку без затруднений осуществлять нравственную оценку своих поступков. Поставить себя на место другого означает не просто переместить себя на место другого, а войти в роль другого, вообразить себя другим человеком с другими желаниями и интересами. Золотое правило предписывает не только себя ставить на место другого, но и другого ставить на своё место, то есть обменяться позициями.

Таким образом, золотое правило есть правило взаимности . Это значит:

отношения между людьми являются нравственными тогда, когда они взаимозаменяемы в качестве ответственного поведения;

культура нравственного выбора заключается в способности ставить себя на место другого;

должно совершать такие поступки, которые могут получить одобрение тех, на кого они направлены.

Золотое правило не отвечает на вопрос, почему человек должен быть нравственным . Оно отвечает на вопрос, как быть нравственным . Его задача помочь добродетельному человеку найти адекватное нравственное решение. Оно имеет дело с людьми, желающими быть нравственными, и озадаченными только тем, чтобы найти для этого правильный путь. Это можно сравнить с тем, что для верующих людей означают священные книги.

Золотое правило не ориентирует человека на поиск всеобщих нравственных формул. Оно призвано помочь людям найти правила поведения, которые они могут предъявить самим себе. Оно предлагает человеку принцип взаимности. Словом, это – не формула, по которой человек оценивает поведение других, это – формула, которой он руководствуется для того, чтобы найти для самого себя нравственно правильное решение в затруднительных случаях. Золотое правило не отвечает на вопрос, что делать другим или людям вообще, оно отвечает на вопрос, что делать, как поступать мне самому. И только в этой связи и с этой целью оно обязывает взглянуть на ситуацию глазами других.

Золотое правило нравственности есть правило поведения . Оно говорит о том, как быть моральным конкретному человеку в конкретной ситуации. Разница между ними приблизительно такая же, как между правилами уличного движения, которые так регулируют состояние покоя и движения автомобилей в городе, чтобы они не сталкивались друг с другом. Золотое правило имеет дело с реальными желаниями людей, максимами их поведения. Оно говорит о том, в какой мере реальные мотивы соответствуют мотиву долга. Золотое правило, как правило, поведения рассматривает поступки человека с учетом тех их ближайших последствий, которые остаются в зоне его ответственного поведения. Золотое правило есть схема поведения . Оно опирается на механизм взаимоуподобления. Заключенная в золотом правиле схема нравственного мышления и поведения обобщает реальный повседневный опыт межчеловеческих отношений. Она является действенной, работающей схемой, которую каждодневно и успешно практикуют люди, в том числе и те из них, кто никогда не слышал ни о самом золотом правиле, ни о спорах вокруг него. Когда мы хотим объяснить и оправдать наш поступок, который неприятен другому, например, в качестве руководителя объясняем подчинённому, почему не можем выполнить его просьбу, мы говорим: «Войдите в мое положение». Когда мы выражаем несогласие с чьим-то поступком, находя его недопустимым, мы спрашиваем: «А если бы с вами так поступили, вам бы понравилось?». Всё это – примерные случаи, когда мы мыслим и поступаем по логике золотого правила нравственности. Именно, такая глубокая укорененность и определяет как историческое долголетие золотого правила, так и его особое место в человеческой культуре. Единственное серьезное и ответственное нравственное требование, которое мы можем и должны предъявлять другим – это наши поступки . И ничего более.

Чему учит нас главное правило морали? Спасибо.

Тема в разделе «Права и свободы человека», создана пользователем kislota.

kislota зубрила

Belyj школьник

Чему учит нас главное правило морали? Я думаю, надо сначала разобраться в чём оно заключается. Смысл этого качества или культуры, как мораль-довольно глубок. В первую очередь, мораль заключает в себе главное качество, которое заключается в следующем- относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе. Человек с моральной позицией и точкой зрения, никогда не сделает плохого или низкого поступка, я считаю, что именно этому и учит нас «Мораль».

Относись к другим так, как хочешь, что бы относились к тебе.

Hello-Kitty зубрила

nutty ботан

Основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Исторически это требование фигурировало под разными наименованиями: краткое изречение, принцип, правило, заповедь, основной принцип, поговорка, предписание и т. д. Термин золотое правило нравственности за ним закрепился с конца 18 в.

Первые упоминания о золотом правиле нравственности относятся к сер. I тыс. до н. э. Это правило встречается в «Махабхарате», в изречениях Будды. Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово — взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Из древнегреческих источников следует указать на «Одиссею» Гомера и «Историю» Геродота. В Библии золотое правило нравственности упоминается в ветхозаветной книге Товита (Тов 4, 15) и дважды в Евангелиях при изложении Нагорной проповеди (Лк 3, 31; Мф 7, 12). Евангельская формулировка золотого правила нравственности считается наиболее полной и адекватной: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7, 12). В Коране золотое правило нравственности не зафиксировано, но оно встречается в «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда. Раз возникнув, З. п. н. прочно вошло в культуру и массовое сознание, осело в виде пословиц, очевидных требований житейской мудрости (нем. : «Was du nicht willst, dass man dir tu, das fucg auch keinem anderen zu»; рус: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай»). Оно было одним из постоянных (хотя и не всегда центральных) предметов этических размышлений.

Золотое правило нравственности и генетически, и по существу представляет собой отрицание талиона (древний обычай равного возмездия). В процессе многообразной внутренней дифференциации и расширения общественных отношений талион трансформируется в двух направлениях: подлежащий отмщению ущерб начинает а) калькулироваться с учетом субъективного аспекта (за его скобки постепенно выносятся ущерб, нанесенный скотом, ненамеренные действия и т. д. ) и б) заменяться материальным вознаграждением, выкупом. Эти изменения привели к необходимости перехода от коллективной ответственности рода к индивидуальной ответственности лиц и снятия той резкой разделенности между «своими» и «чужими», которая могла уравновешиваться только взаимным признанием права силы. Они воплотились в нем, которое отличается от талиона тем, что 1) утверждает в качестве субъекта поведения само действующее лицо и обязывает его руководствоваться своими собственными представлениями о хорошем и плохом («чего в другом не любишь. ..», «во всем, как хотел. ..»); 2) соединяет «своих» и «чужих», которые теперь становятся просто другими и охватывают всех людей; 3) представляет собой идеально (мысленно) заданный регулятив поведения, а не обычай.

Классный час (6 класс) на тему:
«Золотое правило нравственности»

Классный час «Золотое правило нравственности».

Предварительный просмотр:

Классный час «Золотое правило нравственности».

Тема: Золотое правило нравственности.

Цель: дать понятие о «золотом правиле нравственности», активизировать познавательную деятельность учащихся через включение самих учащихся в обсуждение вопросов, связанных с введением данного понятия и их представлениями о морали.

Оборудование: проектор, компьютер, интерактивная доска; тест «Какой Я?».

В.:«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало.

Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.

Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?»

– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».

(По книге «Классическая басня».)

В.: Как вы понимаете слова матери в этой басне?

Д.: В жизни каждому нужно быть дружелюбным. Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.

У.: И зло обернётся к тебе тоже.

В: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.

У.: Очень хорошая мысль. Но когда и где появилось это высказывание?

II. Сообщение нового материала.

У.: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?

Золотая монета, золотая брошь, золотое правило

(Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)

У.: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию?

Д.: Мы будем говорить на уроке о правилах поведения.

У.: Я думаю, темой нашего урока будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило».

В.: Итак, тема нашего занятия «Золотое правило нравственности».

Чтение статьи по учебному пособию на стр. 42–43.

У.: Золотое правило нравственности — способ правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку.

У.: Почему появилось золотое правило?

Д.: Люди хотят знать, как нужно поступать в том или ином случае. Как правильно доказать, что я правильно поступил.

У.: Подтвердите ваши мысли цитатой из статьи.

У.: Как и когда появилось это правило?

В.: Ответ на это вопрос возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов: «не делай другим того, что сам считаешь злом».

У.: В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

У.: Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (Учитель Кун), который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».

У.: Чему учат эти правила?

Д.: Быть добрым. Творить добро в жизни.

У.: Думай о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло. Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека.

У.: Наши дети написали мини – сочинения как золотое правило используется в жизни. Несколько сочинений дети зачитают сами.

У.: Так чему же учит нас золотое правило?

Д: Учат правильно жить. Не делать плохого, потому что всё плохое возвращается.

У.: Вот так в разных местах разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности.

Ситуации раздать детям по группам, ситуации обсудить, высказать своё мнение.

« Шёл по лесу человек. Споткнулся о торчащий корень и сильно поранил ногу. Сидит, идти домой не может. А неподалёку на полянке играли ребята. Увидели они этого человека. Один сказал: «Да ладно, пойдёмте играть, посидит и сам дойдёт до дома». Другой сказал: «Давайте спросим, нужна ли помощь?» А девочка Лиза подошла к человеку и протянула руку: «Опирайтесь на меня, я вас домой провожу».

«Ребята шли в парк. Погода была отличная. Тут ребята увидели, что посередине проезжей части стоит старушка и не может перейти дорогу. Дети остановились, и стали думать, как поступить. А как бы поступили вы?»

«Ребята пошли в кинотеатр. И тут увидали, что мальчик мучает кошку. Кошка уже и не кричала и не сопротивлялась, а мальчик продолжал привязывать к её хвосту консервные банки. Один из ребят, Игорь, стал громко смеяться. А как бы поступили вы?»

— А как бы поступили вы? (ответы детей)

У.: Как применять золотое правило нравственности в жизни?

Д.: Попытаюсь встать на место того человека, и поступлю по отношению к нему так как хотел бы, чтоб он поступил ко мне.

Каково будет мне, если со мной так поступят?

Хочу ли я, чтобы со мной так поступили? Нет. Лучше так не поступать.

В.: У каждого человека, маленького и большого, взрослого и ребёнка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью и превращаются в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право выбирать, какой будет ваша лестница – большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Будем считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни, и давайте назовём её «Лестницей жизни».

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъем зависит во многом от того как мы относимся к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Давайте подумаем о том, каким будет наше движение?

У.: Вспомните примеры того, как действует это правило в жизни. Можно из своей жизни или из жизни ваших друзей или знакомых.

В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое, победит – решаешь сам ты.

Какие качества ты считаешь хорошими, а какие плохими? У вас на столах карточки, на которых записаны качества человека, положительные и отрицательные. Ваша задача отделить положительные от отрицательных.

Доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, тактичность, зависть, скупость, искренность, лицемерие, лживость, порядочность, эгоизм, доверчивость, честность.

После этого на доске отрываются слова о качествах человека. Но они перепутаны, задача детей выстроить их в правильном порядке.

Какие черты характера тебе мешают, а какие ты бы хотел приобрести?

Урок №20. Тема: золотое правило нравственности

Главная > Урок

Тема: золотое правило нравственности.

Цель: способствовать формированию правильного выбора поступка на основе доброго отношения к другому человеку, влиять на формирование нравственных ценностей, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: карточки для контроля; высказывания великих людей.

2.Повторение пройденного: 1) Что такое нравственный поступок? (Нравственный поступок – это осознанное действие, с определенной целью.)

2) Какие признаки имеет нравственный поступок? (Мотив поступка, цель – намерение, средства достижения цели, само действие, результат поступка – ради чего действовал.)

В качестве нравственности у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Античные мудрецы главными считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость.)

3.Сообщение темы урока: «Золотое правило нравственности».

Подберите существительные к прилагательному золотой. Что может быть золотым? Какое прямое и переносное значение этого слова?

Учитель: Человеку иногда трудно решить, что делать в каждой конкретной ситуации. Человечество всегда искало и продолжает искать способы правильного выбора и обоснования поступка. Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Примерно 2 с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветленный». Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показывая им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел.

Будда учит нас: «Не делай другим того, что сам считаешь злом».

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших».

1.Ученик: («Однажды китайского философа Конфуция спросили, существует ли такое слово, которым можно руководствоваться всю жизнь. Он ответил: «Это слово – снисхождение. Не делай другим того, чего не пожелаешь себе».)

2.Ученик: (В 7 веке до н.э. при ассирийском царе служил писцом легендарный мудрец по имени Ахикар. Он так наставлял своего племянника: «Что тебе кажется плохим, ты не должен делать также товарищам». Это самое древнее упоминание золотого правила нравственности.

3.Ученик: Древнееврейский мудрец, которого звали Гилель, говорил: «Не делай никому того, что ты не хочешь, чтобы было сделано тебе».

4.Ученик: В древнеиндийской книге «Махабхарата (5 век до н.э.) приводятся слова мудреца Бхишмы: «Те поступки других, которые человек для себя не желает, что самому неприятно, пусть не делает другим людям».

5.Ученик: Древнегреческий философ Питтак в 7 – 6 веке до н.э. наставлял: «Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам».6.Ученик: Греческому философу и математику Фалесу задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Учитель: Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе».

Это и есть «золотое правило» нравственности.

4.Работа с учебником.

1) Чтение статьи по учебнику (по цепочке).

2) Беседа по прочитанному:

Почему появилось золотое правило нравственности?

Как формулируется золотое правило нравственности?

Как применять золотое правило нравственности?

3)Работа в тетради.

(Запись темы урока, выписывание золотого правила.)

4)Работа по карточкам (закрепление):

Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу нравственности?

Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие отметки.

В этом правиле заключается добро человеческих отношений.

Потому что это закон государства.

Что необходимо для того, чтобы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни?

Любить самого себя.

Задумываться о своих поступках.

Любить людей , как самого себя.

Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

Потому что в нем проявляются лучшие порывы нашей души.

Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

Потому что даёт людям добро и радость.

Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

2)Вставьте пропущенное слово.

Что ____________________, то и пожнёшь.

Как аукнется, так и __________________________.

3)Распределите словосочетания в 2 группы, в одну поместите связанные по смыслу с золотым правилом, а в другую – не связанные с ним.

Делиться с другими.  Поддерживать товарища.  Играть на пианино. Бегать по дорогам.  Отзываться на чувства окружающих.  Ходить на рыбалку.

Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится , и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ.Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу.

Приходит мать, утешает его, ласкает, унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» — «Я», — «А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он к тебе тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так – то люди друг с другом и живут – и добро и зло наше возвращается к нам же».

Из книги «Двадцать четыре Насреддина»

Один из приятелей пришёл к Афанди в гости, но хозяина не застал. Он рассердился и написал на двери: «Осёл». Через несколько дней Афанди встретил друга и сказал:

— Ты приходил ко мне, но, к сожалению, меня не было дама.

— Почему ты думаешь, что приходил именно я, а не кто – нибудь другой? – спросил приятель.

— Как же не знать, дорогой! Ведь ты на двери написал своё имя! – воскликнул Афанди.

Какое главное правило человеческих отношений?

Прочитайте, как об этом сказал Христос. (Слова у детей на карточках)

Слова Христа из Евангелия

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Представьте: человек глубокой ночью идет по городу. Из одного окна некто выглянул и сказал: «Что это он идет так поздно? Наверное, это вор!» Выглянувшие из другого окна о том же прохожем подумали: «Наверное, это гуляка возвращается с вечеринки». Еще кто – то предположил, что этот человек ищет врача для больного ребенка. На самом же деле прохожий спешил на ночную молитву в храм. Но каждый увидел в нем частицу своего мира, своих проблем и страхов.

Уберечься от осуждения помогает память о своих собственных ошибках и недостатках.

Однажды люди привели ко Христу женщину, которую по законам того времени надо было казнить – забросать камнями до смерти. Христос не стал призывать людей к нарушению этого закона. Он просто сказал: «Пусть первый камень бросит тот из вас, кто сам не грешил». Люди задумались, каждый вспомнил что – то свое. И все тихо разошлись.

Чему учит золотое правило нравственности?

(Прежде чем сделать что – либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос: «Каково было бы мне, если бы так поступили со мной?»)

9.Задание на дом: оценить поступки главных героев сказки А.Толстого «Золотой ключик» или какой – то другой сказки.

Урок ОРКСЭ «Что значит быть нравственным? Золотое правило нравственности»

    ознакомить с понятием “нравственность”, “золотое правило нравственности”;
  • развитие понимания значения нравственности;
  • формирование ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  • развитие культуры речи;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Оборудование урока: учебник, рабочая тетрадь, иллюстрации и статья в пособии для учащихся; проектор и презентация, выполненная учителем.

1. Организация деятельности учащихся.

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. Беседа с учащимися по результатам выполнения домашнего задания.

– Как вы поняли, что такое честь и достоинство?

– А какие примеры чести и достоинства привели ваши родители. Расскажите.

3. Подготовка к восприятию нового понятия (слайд 2). Приложение

– Подберите имя существительное, подходящее по смыслу к имени прилагательному золотой.

– Что может быть золотым?

– Каково прямое и переносное значение этого слова?

4. Формулировка темы урока, постановка задач урока.

5. Мотивация учеников на принятие законов нравственности, на поиск нравственных начал в окружающем мире. Рассказ учителя.

– Ответ на вопрос о том, какой принцип должен лежать в основе всех человеческих отношений, возник не в один день. Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении всех веков. Примерно две с половиной тысячи лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – “просветленный”. Он был царевичем, но оставил свое царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда захотел научить людей быть счастливыми, показать им путь к счастью. Будда считал, что к счастью нужно идти по дороге добрых мыслей, добрых слов и добрых дел. Будда учил: “Не делай другим того, что сам считаешь злом” (слайд 3).

Примерно в то же время в царстве Лу в Китае жил великий философ Конфуций (или Учитель Кун). Он тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не

делать зла. Он говорил, что хочет добиться того, “чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодежь любила старших”. Конфуций говорил: “только добро ведет к счастью” (слайд 4).

В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – первопророк, прародитель людей. Он долго жил и у него были дети, внуки, правнуки. Он был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, правильно, он написал книгу, которую называют “Законы Ману”. Смысл законов Ману: “не делай другим того, что причинило бы тебе боль” (слайд 5).

В когда-то существовавшем государстве Иудея, у иудейского народа был вождь – Моисей. Они уважали и чтили его за то, что он освободил их, увел из египетского рабства. Во время пути (при освобождении) иудеи и Моисей испытали много трудностей, но им помогал Бог. Именно в пути на горе Моисей получил от Бога 10 заповедей, по которым должны жить люди
(слайд 6)
.

– Вы услышали четыре истории. Каждый из мудрецов сформулировал правила, по которым нужно жить людям.

– Чему же учат эти правила, что их объединяет?

– Вот так в разных местах земли разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно – относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Это и есть “золотое правило” нравственности, а следовательно, и этики (слайд 7).

6. Работа учащихся над осознанием “золотого правила” нравственности.

Учащиеся выполняют задание в группах:

– Необходимо придумать примеры того, как действует это правило в жизни. Придумайте, что могло бы вас обидеть и чего бы вы не хотели получить по отношению к себе. Например, я не буду обзываться, потому что мне это бы не понравилось, если бы стали обзывать меня.

Обсуждение результатов работы в группах.

7. Работа с учебными пособиями.

На данном этапе работы проводится комментированное чтение статьи из учебника.

8. Самостоятельная работа учащихся.

Задание: выписать “золотое правило” нравственности в положительной или отрицательной формулировке (в той, которая вам ближе и понятнее).

Обсуждение результатов самостоятельной работы.

– Сопоставьте то, что вы узнали, с теми предположениями относительно “золотого правила” нравственности, которые были у вас.

– В чем вы были близки к формулировке “золотого правила” нравственности?

– Согласны ли вы с ними?

9. Обобщение урока.

10. Домашнее задание.

– Расспросите своих близких о том, какими принципами они руководствуются в жизни. Обсудите с ними, близко ли их жизненное правило “золотому правилу” нравственности.

Смотрите еще:

  • Составить приказ о проведении инвентаризации Приказ о проведении инвентаризации. Форма № ИНВ-22 Читайте также: Мы Вконтакте Документы инвентаризации Заполните бланк без ошибок за 1 минуту! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов для торговли и […]
  • Взыскание алиментов на родителей образец заявления Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
  • На развод мостов на теплоходе Ночная экскурсия под развод мостов на 1-палубном теплоходе Скидки: есть льготный (600) и детский (600) билет. До 3 лет включ-но - бесплатно. Для групп - индив. от 20 человек Пассажиры до 18 лет допускаются на борт в […]
  • Отношения остапа и андрия к наказаниям Отношения остапа и андрия к наказаниям Сравнительная характеристика Остапа и Андрия по плану: 1 Портрет 2 Отношение к учебе 3.Отношение к родителям. 4.Отношение к битве 5.Отношение к родине Попроси больше объяснений Следить […]
  • Вниидад приказ это Распоряжение Распоряжение – правовой акт, издаваемый единолично руководителем, главным образом, коллегиального органа государственного управления в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок […]
  • Патенты u1 Патенты НПО "ЭНЕРГОМОДУЛЬ": НПО "ЭНЕРГОМОДУЛЬ", с момента своего основания, не прекращает научно-исследовательскую деятельность в области силовой электроники и преобразовательной техники. За 10 лет работы нашим предприятием был […]