Приказ 49 от 26042000 госгортехнадзора

Содержание:

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27 июля 2012 г. № 421 “О признании не подлежащими применению некоторых актов Федерального горного и промышленного надзора России”

В соответствии с письмами Министерства юстиции Российской Федерации от 28 апреля 2012 г. № 01/33266-ДК, от 28 апреля 2012 г. № 01/33271-ДК, от 2 июля 2012 г. № 01/52183-ВЕ, а также от 3 июля 2012 г. № 01/52200-ВЕ приказываю:

Признать не подлежащими применению:

постановление Госгортехнадзора России от 14 июля 1999 г. № 51 «Положение о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности» (РД-03-298-99);

приказ Госгортехнадзора России от 26 апреля 2000 г. № 49 «Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (РД 04-355-00);

постановление Госгортехнадзора России от 23 июня 2000 г. № 38 «Типовая инструкция по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах» (РД 09-364-00»);

постановление Госгортехнадзора России от 9 апреля 2003 г. № 12 «Об утверждении изменения № 1 к «Положению о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности» (РДИ 03-530(298)-03).

Обзор документа

Ряд актов Госгортехнадзора России не подлежит применению.

Это касается положения 1999 г. о порядке утверждения заключений экспертизы промышленной безопасности (РД-03-298-99), методических рекомендаций 2000 г. по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах (РД 04-355-00).

Речь также идет о типовой инструкции 2000 г. по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах (РД 09-364-00).

Приказ 49 от 26042000 госгортехнадзора

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

от 15 февраля 2016 года N 49

Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами»

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2006, N 5, ст.544; N 23, ст.2527; N 52, ст.5587; 2008, N 22, ст.2581; N 46, ст.5337; 2009, N 6, ст.738; N 33, ст.4081; N 49, ст.5976; 2010, N 9, ст.960; N 26, ст.3350; N 38, ст.4835; 2011, N 6, ст.888; N 14, ст.1935; N 41, ст.5750; N 50, ст.7385; 2012, N 29, ст.4123; N 42, ст.5726; 2013, N 12, ст.1343; N 45, ст.5822; 2014, N 2, ст.108; N 35, ст.4773; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.661),

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

4 мая 2016 года,

регистрационный N 41970

Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии «Правила расследования и учета нарушений при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами» (НП-014-16) (далее — Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4552; 1997, N 7, ст.808; 2001, N 29, ст.2949; 2002, N 1, ст.2; N 13, ст.1180; 2003, N 46, ст.4436; 2004, N 35, ст.3607; 2006, N 52, ст.5498; 2007, N 7, ст.834; N 49, ст.6079; 2008, N 29, ст.3418; N 30, ст.3616; 2009, N 1, ст.17; N 52, ст.6450; 2011, N 29, ст.4281; N 30, ст.4590; N 30, ст.4596; N 45, ст.6333; N 48, ст.6732; N 49, ст.7025; 2012, N 26, ст.3446; 2013, N 27, ст.3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 1511 «Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст.5600; 1999, N 27, ст.3380; 2000, N 28, ст.2981; 2002, N 4, ст.325; N 44, ст.4392; 2003, N 40, ст.3899; 2005, N 23, ст.2278; 2006, N 50, ст.5346; 2007, N 14, ст.1692; N 46, ст.5583; 2008, N 15, ст.1549; 2012, N 51, ст.7203).

2. Настоящие Правила определяют категории нарушений, структуру, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях при эксплуатации и выводе из эксплуатации радиационных источников, пунктов хранения радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами (далее — нарушения), порядок расследования и учета нарушений, отчетность о нарушениях.

Расследование нарушений проводится с целью определения непосредственных и коренных причин нарушений, а также для разработки организационно-технических мероприятий, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшем.

Список используемых сокращений приведен в приложении N 1 к настоящим Правилам.

3. Требования настоящих Правил распространяются на организации, осуществляющие деятельность (далее — организации):

по эксплуатации, выводу из эксплуатации РИ, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по эксплуатации, выводу из эксплуатации ПХ РВ и ПХ РАО, не входящих в состав ЯУ и не являющихся объектами ядерного топливного цикла;

по обращению с РВ и РАО, в том числе по их транспортированию, за исключением обращения с РВ и РАО на ЯУ и на объектах ядерного топливного цикла;

по транспортированию РВ и РАО вне территории организаций, за исключением перевозок, при которых порядок расследования нарушений установлен федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии «Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе объектов ядерного топливного цикла» (НП-047-11), утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 декабря 2011 года N 736 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2012 года, регистрационный N 22965; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012, N 15) с изменениями, внесенными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 июля 2013 года N 310 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2013 года, регистрационный N 29338; «Российская газета», 2013, N 187).

Требования настоящих Правил не распространяются на деятельность по обращению с РВ и РАО при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.

II. Категории нарушений

4. Категории нарушений, не связанных с транспортированием РИ, РВ и РАО и подлежащих расследованию и учету в соответствии с требованиями настоящих Правил, определены в таблице N 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

5. Категории нарушений при транспортировании РВ и РАО определяются в соответствии с таблицей N 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

6. Категория нарушения должна определяться по значениям характеристик, определяющих радиационную обстановку, замеренным (рассчитанным) на месте нарушения (мощности дозы излучения или других параметров).

III. Структура, содержание и порядок передачи сообщений о нарушениях

7. Организации, в которых произошло нарушение, должны обеспечить подготовку и своевременную передачу информации в виде оперативного и предварительного сообщений.

Предварительное сообщение о нарушении передается в случае, если предварительно установленная категория нарушения была определена как А или АТ3, или в течение 24 часов с момента нарушения категории П1, П2, АТ1, АТ2 были пересмотрены.

Предварительно установленная категория нарушения определяется исходя из последствий нарушений в соответствии с главой II настоящих Правил.

Пересмотр предварительно установленной категории нарушения осуществляется в случае выявления дополнительной информации об обстоятельствах и последствиях нарушения.

Решение о пересмотре предварительно установленной категории нарушения принимает должностное лицо, уполномоченное руководителем организации, в которой произошло нарушение.

8. Оперативное сообщение о нарушениях всех категорий передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, по телефону или с помощью других средств связи, обеспечивающих получение информации в течение 1 часа с момента выявления нарушения:

9. В оперативном сообщении приводятся:

полное наименование организации с указанием сведений о выданных лицензиях или регистрации юридического лица;

наименование объекта использования атомной энергии, на котором произошло нарушение;

место выявления нарушения;

дата и время (местное/московское) выявления нарушения;

краткая характеристика нарушения с указанием предполагаемых причин нарушения;

предварительные сведения о наличии пострадавших, подвергшихся облучению, и сведения о радиоактивном загрязнении окружающей среды;

предварительно установленная категория нарушения на момент передачи сообщения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение.

10. Предварительное сообщение, подписанное руководителем или уполномоченными на это должностными лицами организации, в которой произошло нарушение, передается должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, в которой произошло нарушение, с помощью средств связи, обеспечивающих получение информации не позднее 24 часов с момента выявления нарушения:

оперативному дежурному Ростехнадзора;

в орган управления использованием атомной энергии;

11. В предварительном сообщении о нарушении приводятся:

дата, время (местное/московское) и место выявления нарушения;

краткое описание возникновения нарушения, процесса его развития, предполагаемые причины нарушения;

описание отказавших, поврежденных систем (элементов), характер и возможная причина отказа, повреждения;

сведения о радиационной обстановке (по данным штатных систем автоматизированного контроля радиационной обстановки, по переносным приборам и по данным лабораторного контроля);

сведения о принятых мерах по локализации и/или ликвидации последствий нарушения;

предварительно установленная категория нарушения;

должность, фамилия, имя, отчество уполномоченного должностного лица, передавшего сообщение;

предварительная оценка нарушения по шкале ИНЕС.

IV. Порядок расследования нарушений. Отчетность о нарушениях

12. Организация, в которой произошло нарушение, должна организовать и провести расследование нарушения.

13. Целями расследования нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО являются установление обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательное определение его категории.

14. Комиссию по расследованию нарушений создает организация, в которой произошло нарушение.

15. Комиссия по расследованию нарушения должна приступить к работе не позднее 3 суток с момента выявления нарушения. До начала расследования организация, создавшая комиссию, должна письменно известить МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, о создании комиссии, месте и времени начала ее работы.

16. Продолжительность расследования нарушения не должна превышать 15 рабочих дней с момента выявления нарушения. В случаях, если для установления обстоятельств и причин возникновения нарушения, окончательного определения его категории требуется проведение сложных и (или) длительных исследований, испытаний и расследований, продолжительность расследования нарушения может быть увеличена, но не более чем на 15 рабочих дней. Мотивированное решение о продлении срока расследования принимает должностное лицо, подписавшее акт о создании комиссии.

17. До создания комиссии по расследованию нарушения организацией должны быть приняты меры по:

сохранению первичной обстановки (если это не влечет распространения последствий нарушения) и первичной информации, позволяющей уточнить исходное событие и причины возникновения нарушения;

удалению из возможно опасной зоны людей, за исключением персонала, участвующего в ликвидации последствий нарушения;

предотвращению распространения последствий нарушения.

18. Для работы комиссии должны быть созданы условия, в том числе:

обеспечен доступ ко всей необходимой информации, проектным, эксплуатационным, нормативным и другим документам;

обеспечен доступ на территорию и в помещения, имеющие отношение к расследованию нарушения, с проведением обязательного инструктажа по радиационной безопасности, по охране труда и обеспечением членов комиссии средствами индивидуальной защиты и приборами индивидуального дозиметрического контроля;

проведены необходимые технические расчеты, лабораторные исследования, испытания и проверки, осуществлена фото и/или видеосъемка объектов, их систем/элементов;

предоставлены необходимые для работы помещения, средства связи, транспортные средства;

обеспечено получение объяснений от персонала, представителей других организаций, проводивших работы на момент выявления нарушения;

обеспечено получение информации об имевших место аналогичных нарушениях в организации.

Порядок и режим работы комиссии определяются председателем комиссии.

19. Организация должна обеспечить представителей органов государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии, осуществляющих надзор за ходом расследования, необходимой для расследования информацией, средствами связи, документацией и материалами расследования, а также обеспечить им доступ к месту нарушения.

20. При расследовании нарушения комиссия должна:

проанализировать необходимую для проведения расследования документацию;

организовать проведение необходимых экспертиз;

выявить последовательность отказов систем/элементов, ошибок персонала при нарушении и их причины;

установить непосредственные и коренные причины нарушения;

определить последствия нарушения;

установить количество облученных лиц из числа персонала организации и населения;

определить уровни загрязнения РВ систем/элементов/упаковок, помещений, транспортных средств на территории объекта использования атомной энергии и в районе возможного загрязнения;

оценить повреждение систем/элементов;

оценить достаточность проведенных мероприятий по локализации и ликвидации последствий нарушения;

оценить последствия нарушения для безопасности объекта использования атомной энергии, транспортируемой упаковки, персонала организации, населения, окружающей среды, которые могли бы иметь место в случае иного развития нарушения, и способность систем/элементов безопасности предотвратить или смягчить такие последствия (исходя из имеющихся сведений о состоянии указанных систем/элементов);

выявить нарушения (недостатки, ошибки) в:

работе систем/элементов нормальной эксплуатации;

работе систем/элементов, важных для безопасности;

техническом обслуживании и ремонте;

технической и эксплуатационной документации;

представить предложения по дополнительным проверкам соответствия персонала квалификационным требованиям, предъявляемым к занимаемой (замещаемой) должности, по изменению нормативной и эксплуатационной документации, а также по следующим мероприятиям в отношении систем/элементов:

оценить уровень нарушения по шкале ИНЕС.

21. По результатам расследования нарушения комиссия оформляет отчет. Рекомендуемый образец титульного листа отчета о расследовании нарушения приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам. В приложении N 4 к настоящим Правилам указаны обязательные сведения, которые должны содержаться в отчете о расследовании нарушения.

Отчет подписывается председателем и членами комиссии.

Особые мнения членов комиссии (при их наличии) оформляются в виде приложений к отчету.

22. Организация, в которой произошло нарушение, должна обеспечить направление копий отчета о расследовании нарушения на бумажном носителе в течение 5 рабочих дней с момента окончания работы комиссии:

в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение.

23. Категория нарушения считается окончательно установленной, если с момента получения копии отчета МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, мотивированно не потребует в течение 15 рабочих дней у должностного лица, подписавшего приказ о создании комиссии по расследованию нарушения, дополнительного расследования, переоценки категории нарушения, уточнения причин нарушения и (или) корректирующих мер.

24. Оригинал отчета о расследовании нарушения вместе с приложениями хранится в организации, в которой произошло нарушение, до завершения работ по выводу из эксплуатации РИ, ПХ РВ или РАО, прекращения работ по обращению с РВ и РАО.

V. Учет нарушений

25. Должностные лица организаций должны осуществлять анализ сведений о нарушениях в целях учета опыта обеспечения безопасности при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, в том числе при транспортировании РВ и РАО, и принятия мер по предотвращению аналогичных нарушений.

26. Организации должны обеспечить ведение учета всех нарушений. Перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в журнале учета нарушений на объекте использования атомной энергии при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО, приведен в приложении N 5 к настоящим Правилам. Журнал учета нарушений при эксплуатации, выводе из эксплуатации РИ, ПХ и обращении с РВ и РАО хранится в организации.

VI. Корректирующие меры

27. По каждому нарушению комиссия формирует предложения в перечень организационно-технических мероприятий, направленных на предотвращение повторения нарушений в дальнейшем, а организация, в которой произошло нарушение, разрабатывает и утверждает перечень организационно-технических мероприятий с указанием сроков их реализации.

28. Организация представляет в Ростехнадзор и в подразделение МТУ ЯРБ Ростехнадзора, осуществляющее надзор за РБ в организации, в которой произошло нарушение, отчет о выполнении корректирующих мер.

Приложение N 1. Список сокращений

Приложение N 1
к федеральным нормам и правилам в
области использования атомной энергии
«Правила расследования и учета
нарушений при эксплуатации и выводе из
эксплуатации радиационных источников,
пунктов хранения радиоактивных веществ
и радиоактивных отходов и обращении с
радиоактивными веществами и
радиоактивными отходами», утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 15 февраля 2016 года N 49

Смотрите еще:

  • В соответствии с приложением к настоящему приказу Приказ Федеральной налоговой службы от 4 июля 2014 г. N ММВ-7-3/[email protected] "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, порядка её заполнения, а также формата […]
  • Отчет о результатах самообследования приказ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 14 июня 2013 г. N 462 г. Москва "Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией" Изменения и […]
  • Приказ минобрнауки 1245 от 2013 ПРИКАЗ Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 18 ноября 2013 г. №1245 В соответствии с частью 8 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание […]
  • Приказ минфина от 31122010 Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2010 г. N 200н "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. N 36н" (утратил силу) Приказ Минфина РФ от 31 декабря 2010 г. N 200н"О внесении […]
  • Пенсия инвалиду 1 группы в рб Пенсии по инвалидности: механизм расчета и выплаты В Брестской области получателями трудовой пенсии по инвалидности являются более 40 тысяч человек, по республике эта цифра составляет 259 тыс. человек. В этой статье мы […]
  • Приказ 40 ск россии Инструкция по делопроизводству Следственного комитета Российской Федерации Пополнения базы анонсируются в ветке Пополнение подборки полезных судебных решений, на обновления которой можно подписаться штатными инструментами […]