Развитие косвенных налогов

Косвенное налогообложение в Российской Федерации

Главная > Курсовая работа >Финансовые науки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Юго-Западный государственный университет»

Кафедра налогообложения и антикризисного управления

По дисциплине Федеральные налоги и сборы с организаций

(наименование учебной дисциплины)

На тему «Косвенное налогообложение в Российской Федерации»

1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения

1.1 Сущность и значение косвенных налогов

1.2 Эволюция косвенного налогообложения в России

1.3 Зарубежный опыт косвенного налогообложения

2. Методические аспекты косвенного налогообложения

2.1 Состав и общая характеристика косвенных налогов Российской Федерации за 2007-2009 года

2.2 Порядок исчисления НДС в Российской Федерации

2.3 Особенности исчисления акцизов в Российской Федерации

3. Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней за 2007-2009 года

3.1 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Российской Федерации за 2007-2009 года

3.2 Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в региональный бюджет Курской области за 2007-2009 года

3.3 Перспективы развития косвенного налогообложения в Российской Федерации

Список использованных источников

В России не ругает налоги только ленивый. Слова подбирают хлесткие, достаточно прочитать только заголовки соответствующих публикаций. Редко встретишь мнение, что российская налоговая система не так плоха, как кажется. Активно обсуждается вопрос о реформировании налоговой системы.

Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая, меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. К тому же в России система налогообложения находится в стадии становления, как и ее рыночное хозяйство и политическая система, направленная на развитие свободы предпринимательской деятельности.

В условиях становления и реформирования налоговой системы России закономерно возрастает роль косвенных налогов как действенного инструмента бюджетно-регулирующего воздействия государства на развитие экономики.

Опыт российской налоговой системы демонстрирует необходимость использования косвенных налогов, как в фискальных целях, так и в регулирующих. Так доля поступлений косвенных налогов в общей сумме доходных средств составляет более 40%. Однако мировой опыт требует осторожности и постепенности при введении косвенных налогов, что определяется возможными негативными социальными последствиями. Поэтому требуется детальное изучение экономического значения и особенностей практического использования косвенных налогов.

Теоретическая актуальность и практическая значимость косвенного налогообложения предопределили цель и задачи данного исследования.

Целью курсовой работы является комплексное исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

исследовать исторический аспект развития косвенных налогов и опыт зарубежных стран в области косвенного налогообложения;

изучить характеристики основных косвенных налогов;

раскрыть роль косвенных налогов в формировании бюджетов РФ.

1. Становление и развитие правовых основ косвенного налогообложения

1.1Сущность и значение косвенных налогов

В условиях перехода на рыночные механизмы основными доходами бюджетной системы в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги и сборы.

Налоги и сборы представляют собой часть национального дохода, мобилизуемую во все звенья бюджетной системы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований, и поступающий им в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Систему налогов, поступающих в бюджеты разных уровней, можно классифицировать по разным признакам: по объектам обложения, по характеру построения налоговых ставок, по использованию и т.д. Исходя из объектов обложения, различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги – это налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Группу прямых налогов образуют налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество и другие.

Косвенные налоги – взимаются в виде надбавки к цене товара, с оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

При косвенном налогообложении субъектом денежных отношений становится продавец товара или услуги, выступающий посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги).

Косвенные налоги характеризует простота взимания и уплаты в бюджет. Поскольку косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг, они незаметны и психологически легче воспринимаются плательщиками.

Преимущества косвенных налогов связаны в первую очередь с их ролью в формировании доходов бюджета.

Во-первых, косвенным налогам характерно быстрое поступление. Осуществилась реализация — проводится перечисление налога в бюджет. Это, в свою очередь, дает средства для финансирования расходов.

Во-вторых, так как косвенными налогами охватываются товары народного потребления и услуги, то достаточно высокой есть вероятность их полного или почти полного поступления. Остановить процесс потребления товаров и услуг невозможно, так как без этого невозможна сама жизнь.

В-третьих, потребление более-менее равномерно в территориальном разрезе, а поэтому косвенные налоги снимают напряжение в межрегиональном распределении доходов. Так как нигде в мире до сих пор не удалось достигнуть равномерного развития всех регионов, то без использования косвенных налогов возникают трудности в сбалансировании местных бюджетов.

В-четвертых, косвенные налоги осуществляют существенное влияние на само государство. Используя все свои возможности и инструменты, оно должно обеспечить соответствующие условия для развития производства и сферы услуг, так как чем больше объем реализации, тем больше поступления в бюджет. Единой проблемой при этом является правильный выбор товаров для акцизного налогообложения.

В-пятых, косвенные налоги влияют на потребителей. При умелом их использовании государство может регулировать процесс потребления: изменяя размер налога на тот или иной продукт и тем самым, меняя его цену, власти могут влиять на изменение размеров его потребления. Такое регулирование должно быть гласным и открытым, так как не всегда интересы государства совпадают с интересами общества.

С точки зрения решения фискальных заданий косвенные налоги всегда эффективнее прямых. Это связано с целым рядом причин. Одна из главных причин заключается в разных базах налогообложения: прибыли или дохода при прямом налогообложении, объема и структуры потребления – при косвенном. Известно, что экономическое развитие всех без исключения стран имеет циклический характер с тем или другим периодом колебаний, экономический рост чередуется спадами в экономическом развитии. Именно в период кризисного падения экономики, когда уменьшаются макроэкономические показатели развития, происходит и уменьшение базы налогообложения, что приводит при неизменных ставках к уменьшению доходов бюджета. Практика свидетельствует, что база прямых налогов является более чуткой к изменениям в экономическом развитии, чем база косвенных.

С точки зрения влияния на экономическое развитие косвенные налоги традиционно связывают с их влиянием на цены.

Очевидно, что косвенные налоги осуществляют тем большее влияние на общий уровень цен, чем больший объем производимых в стране товаров они охватывают, чем выше их ставки. Исследования экономистов свидетельствуют о том, что введение косвенных налогов или увеличение их ставок может привести к повышению общего уровня цен в стране даже при неизменности всех основных экономических факторов. Поэтому, как свидетельствует зарубежный опыт, их пытаются вводить только в период экономической стабильности.

При некоторых условиях косвенные налоги, в отличие от прямых, благоприятнее влияют на процессы накопления, так как они в меньшей степени затрагивают прибыль предприятий, которая является одним из основных источников накопления, а также потому, что с их помощью государство может изменять соотношение между потреблением и накоплением, если израсходует средства, полученные за счет сокращения потребления, на инвестиционные цели.

1. Косвенные налоги и их роль в формировании доходов бюджета

В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству.

Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Главным недостатком косвенных налогов является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится судить на основании посредствующих моментов, напр., по расходам или потреблению лица, тогда как истинная платежная способность не всегда и не вполне соответствует таким моментам. Далее в косвенном обложении весьма трудно осуществить равномерность обложения. При обложении же предметов первой необходимости, косвенные налоги становятся обратно пропорциональными средствам плательщиков.

Но, с другой стороны, косвенные налоги помогают осуществить общность обложения, которая при настоящем складе народного хозяйства недостижима при посредстве одного прямого обложение доходов и капиталов; косвенные налоги отличаются сравнительною нечувствительностью для плательщиков и дают возможность собирать средства для покрытие огромных современных государственных расходов.

К достоинствам косвенных налогов некоторые относят и то, что эти налоги уплачиваются как бы добровольно и что они, не распространяясь на сберегаемые доли доходов, способствуют бережливости. Но это никак не может относиться к налогам на предметы первой необходимости, при которых не может быть речи о добровольности уплаты их.

Главное достоинство косвенных налогов заключается в их высоких фискальных качествах, которыми объясняется широкое распространение и сильное развитие этих налогов.

Главную часть косвенных налогов составляют налоги с потребления разных предметов.

Потребление является необходимым моментом в каждом частном хозяйстве; при этом потребление одних предметов служит для удовлетворения простых физических потребностей человека, другие предметы служат для удовольствия, наслаждения и удовлетворения стремления к роскоши. По-видимому, очень просто разграничить насущные потребности от потребностей роскоши и предметы необходимые от необходимых; между тем оказывается, что точной границы между ними провести нельзя, так как круг человеческих потребностей постоянно меняется и расширяется, а равно, под влиянием обстоятельств места и времени, меняется взгляд на необходимость тех или иных предметов. Тем ни менее, всегда можно различать в массе предметов, предназначенных для удовлетворение разных потребностей человека, такие, которые при данном строе народной жизни в известном государстве являются предметами общего потребления, и такие, на которые в обществе смотрят как на предметы роскоши, и которые имеют ограниченный круг потребления. В последнем случае потребителями являются лица более или менее состоятельные. Обложение предметов первой категории должно происходить на других началах, чем обложение предметов второй категории. При обложении предметов насущных надо действовать крайне осторожно, так как высокие налоги на таковые могут отразиться на благосостоянии и даже на здоровье народа. А если возможно по финансовым обстоятельствам, то лучше всего отказаться совершенно от обложения предметов первой необходимости. Что же касается налогов на предметы роскоши, то эти налоги могут быть повышаемы без вреда для народного хозяйства до тех пор, пока оно совместимо с финансовыми интересами государства, т. е. до такой степени, чтобы от этого не происходило сокращение казенных доходов. Соблюдение последнего правила необходимо ввиду того, что повышение косвенных налогов не всегда увеличивает их доходность. Иногда, вследствие увеличение налога, настолько сокращается потребление обложенного предмета, что казна при повышенном налоге получает меньше прежнего. Взимание налогов на предметы потребление представляет несколько видов:

1) Оно может практиковаться в виде акцизов, т. е. налогов на предметы внутреннего производства. При этом может быть облагаемо производство известных предметов, или торговля ими, или, наконец, самое их потребление.

2) В виде таможенных пошлин, т. е. налога на товары, перевозимые через границу государства.

3) Государство может облагать предметы потребление посредством удержание за собою права монопольного производства, монополия торговли или ввоза известных предметов из-за границы.

Развитие косвенного налогообложения в России

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», писали К. Маркс и Ф. Энгельс (Соч. — Т.4. — С. 308), налогообложение возникает и развивается параллельно с образованием и становлением государственной системы.

Финансовая система Древней Руси начала складываться только в конце IX века с объединением Древнерусского государства и принятием христианства в 988 году. Основным видом платежей в княжескую казну в то время была дань, представлявшая собой прямой налог.

Косвенное налогообложение существовало в Древней Руси, начиная с X века, в виде различных торговых пошлин: «мыт» — за провоз товаров через городские заставы, «перевоз» — за перевоз товаров через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки, — а также судебных пошлин. Судебная пошлины, называвшаяся «вирой», взималась за убийство, а судебная пошлина «продажа» — как штраф за другие преступления.

Косвенные налоги в виде пошлин стали основным источником доходов русской казны в период татаро-монгольского ига, поскольку все прямые налоги уходили в Орду. Наиболее доходными были торговые сборы.

После свержения татаро-монгольского ига Иваном III (1462-1505) были введены косвенные налоги — акцизы и пошлины.

В царствование Алексея Михайловича (1645-1676) система налогообложения России была упорядочена. В 1653 г. в России был издан Торговый устав, определивший внешнюю таможенную пошлину в размере 8 или 10 денег с рубля, то есть 4 или 5 копеек. А иностранцы, помимо этого, должны были платить еще таможенную пошлину — 12 денег с каждого рубля ввозимых и вывозимых товаров — и, дополнительно, проездную пошлину — 4 деньги с рубля. Таким образом, для иностранных купцов пошлины составляли 12-13%. В соответствии с Новоторговым уставом с 1667 г. при проезде вглубь страны иностранцы стали платить еще по гривне с рубля, или дополнительно 10%.

Однако следует отметить, что ориентация экономической политики государства только на косвенное налогообложение зачастую приводила к серьезным негативным последствиям. Так, в период царствования Алексея Михайловича, во время войны с Польшей и Швецией была сделана попытка поправить положение царской казны с помощью косвенных налогов. Для этого акциз на соль был повышен сразу в 4 раза — с 5 до 20 коп. за пуд. Эти действия были основаны на предположении, что соль, являющуюся товаром первой необходимости, будут покупать все, всегда и по любой цене, и, следовательно, налог будет поступать в казну регулярно и в увеличенных объемах. Однако это предположение оказалось неверным, так как население было не в состоянии покупать соль по завышенной цене. Эта попытка закончилась мощными «соляными» бунтами, после чего налог был снижен до прежних размеров.

Особую роль в становлении и развитии налогообложения сыграла эпоха реформ Петра I (1682-1725). Была существенно упорядочена система налогов и; сборов. Однако налоговая система оставалась достаточно сложной и включала такие налоги, как налоги на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

В годы царствования императрицы Екатерины II (1762-1796) налогообложение несколько упростилось.

Налоговая система России XVIII века отличалась взиманием косвенных налогов, их доля составляла 42 % доходов казны.

Интересно это время тем, что в 1810 г. Государственный совет России утвердил программу финансовых преобразований, разработанную М. М. Сперанским (1772-1839), многие идеи которого по организации государственных доходов и расходов актуальны и в наши дни.

Были введены акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г.- на табак, в 1848 г.- на сахар, в 1862 г.- на соль, в 1872 г.- на керосин, в 1866 г.- на дрожжи, на осветительные нефтяные масла — в 1887 г., на спички — в 1888 г.

Особо отметим, что традиционно одним из важнейших объектов косвенного налогообложения в России были спиртные напитки. В этой связи рассмотрим действие введенной с 1863 года акцизной системы.

Сущность акцизной системы состояла в следующем:

— производство вина, водки, пива, меда и продажа спиртных напитков, как оптовая, так и розничная, признается вольным промыслом;

— государственный доход с введением акцизной системы складывается из:

акциза от производства спиртных напитков;

патентной платы с питейных заведений и заводов по производству спиртных напитков.

Величина акциза зависела от крепости спиртных напитков и акциз взимался, исходя из расчета в напитках чистого 100% (100-градусного) спирта. Первоначально он был установлен в размере 3-4 копеек с каждого градуса, а затем неоднократно увеличивался: так, с 1876 года во всех местностях России устанавливается одинаковый размер акциза в 7 копеек с градуса, с 1881 года акциз вновь увеличен и достигает 8 копеек, с 1885 года — 9 копеек, с декабря 1892 года -10 копеек.

Использование этой акцизной системы привело к целому ряду отрицательных последствий, а именно: вытеснялись мелкие заводы, связанные с местным земледелием, в стране наблюдалось перепроизводство спирта, розничная продажа спиртных напитков сосредоточилась в руках немногих крупных торговцев. Однако доходы государства от производства и продажи спиртных напитков выросли с 123 млн. рублей в 1863 г. до 228 млн. рублей в 1879 г., и эта акцизная система просуществовала в неизменном виде 30 лет.

Дальнейшая реорганизация взимания налогов со спиртных напитков продолжилась в начале 90-х годов XIX века, и к 1909 г. во всех губерниях страны акцизная система была заменена на государственную монополию на продажу водки. Доходы государственного бюджета от производства и продажи спиртных напитков стали делиться на доходы от монополии на водку и доходы от спиртных напитков, то есть акцизов на пиво, вино, мед и т.п. Государство присвоило себе исключительное право на продажу спирта и водки, а частым лицам было позволено содержать питейные заведения и продавать в них водку и спирт только на комиссионных началах.

Формально целью установления винной монополии была борьба с алкоголизмом. Однако истинной причиной к введению винной монополии послужили стачки виноторговцев и фабрикантов спиртного в восточных губерниях страны, где вся виноторговля была монополизирована несколькими крупными торговцами, которые диктовали цены на спиртные напитки. Излишне высокие цены на спиртные напитки были опасны для государственного бюджета, поскольку значительно снижалась покупка алкоголя и, как следствие, доходы государства. По этой причине государственная монополия на продажу спиртных напитков первоначально была установлена как раз в восточных губерниях страны. Таким образом, главная цель введения государственной винной монополии — увеличение поступлений в государственный бюджет.

Экономический эффект от винной монополии был достигнут. Общий валовой доход от нее за период с 1885 по 1901 год составил 955,6 млн. рублей при совокупных расходах, связанных с торговлей спиртными напитками 292,6 млн. рублей. Следовательно, чистый доход от винной монополии составил 662,8 млн. рублей. В последующие 8 лет чистый доход от продажи спиртных напитков стабильно возрастал и в 1908 г. составлял 509 млн. рублей.

В начале XX века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия — 21-25%, акцизные и таможенные сборы — 20%, поступления от эксплуатации железных дорог — 18-23% государственных доходов. При этом с 1863 года и до конца 20-х годов XX века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.

Перед началом Первой мировой войны доходы бюджета составляли 3522 млн. рублей (в том числе от казенной винной монополии 935,8 млн. рублей), расходы бюджета — 3303 млн. рублей. Косвенные налоги составляли 59% общего объема собираемых налогов, равного 1204,5 млн. рублей. При этом доля таможенных сборов в косвенных налогах составляла 49,6%, акциза на сахар — 21,1%, акциза на табачные изделия и спички — 13,9%.

Заметим, что косвенные налоги для России (в последствии и для СССР) были более важным, чем прямые, источником поступления средств в государственный бюджет. Например, в России доходы госбюджета по росписи (предварительным плановым прикидкам 1914 года) составляли от прямых налогов 276 млн. рублей, от косвенных налогов — 731 млн. рублей.

С началом Первой мировой войны правительство столкнулось с массовыми требованиями о повсеместном запрещении продажи спиртных напитков вплоть до окончания военных действий. Соответствующее решение правительства было принято 23 августа 1914 г., весной 1915 г. были закрыты последние «очаги» продажи спиртных напитков в России: буфеты и вагоны-рестораны. С этого момента действие винной монополии закончилось. Следует отметить, что чистый доход от винной монополии за период с 1895 по 1913 гг. составил 7 млрд. рублей.

Отметим основные этапы развития налоговой системы в советский период.

В 1918-1921 гг. налоговая система в стране практически разрушилась. Основная тяжесть налогов была переложена на имущие классы. Применялась контрибуция с богатых — высокие «чрезвычайные революционные разверстки», за счет которых государственная казна пополнялась на 80%.

1921-1930 годы, период НЭПа, характеризовались восстановлением и развитием налогообложения. В 1921-1923 гг. преобладающее значение получили косвенные налоги — были введены акцизы на широкий ряд товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, текстиль, чай, кофе, водку. Однако основу налоговой системы составляли прямые налоги.

В период с 1931 по 1941 год в результате налоговой реформы 1930-1932 гг. была ликвидирована созданная во время НЭПа налоговая системы. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа — налог с оборота и отчисления от прибыли. Значительно видоизменились косвенные налоги — была полностью упразднена система акцизов, но в государственный бюджет поступали таможенные доходы — таможенные пошлины и сборы.

Тема: Косвенные налоги в Российской Федерации и перспективы их развития.

Описание курсовой работы

Тема: Косвенные налоги в Российской Федерации и перспективы их развития. Введение Теоретические основы косвенного налогообложения История возникновения косвенных налогов Проблемные аспекты исчисления и уплаты косвенных налогов Законодательные документы, регламентирующие порядок исчисления и уплаты косвенных налогов в РФ Методические аспекты косвенного налогообложения Состав и общая характеристика косвенных налогов в РФ Порядок исчисления НДС в РФ Особенности исчисления акцизов в Рф Роль косвенных налогов в формировании доходов бюджетов различных уровней ( на федеральном уровне и по Орловской области) Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в федеральный бюджет Анализ структуры и динамики поступления косвенных налогов в бюджет субъектов РФ. Перспективы развития косвенного налогообложения Заключение Библиографический список Приложения

Объем – 40 стр. Антиплагиат- не менее 50% срок — до 24 ноября

3. Прямые и косвенные налоги (характеристика, эволюция, противоречия)

В настоящее время подоходные налоги и в целом прямые налоги в странах с развитой рыночной экономикой занимают ведущее место в общих налоговых поступлениях.

Историческая эволюция налоговой системы свидетельствует об определенных закономерностях в развитии прямых и косвенных налогов, а следовательно, об изменениях соотношения между ними.

На развитие налоговой системы сильное влияние оказывают экономические процессы и прежде всего уровень развития экономики. При сильном развитии натурального, квазинатурального хозяйства и замкнутости рынка получают широкое развитие традиционные прямые налоги (натуральные налоги на землю, скот и т.д.) и преобладает использование косвенных налогов, например таможенных пошлин.

Справедливость косвенного налогообложения вступает в противоречие со справедливостью прямого налогообложения. При косвенных налогах платежеспособность различных групп населения не учитывается, необлагаемый минимум отсутствует. Косвенное налогообложение регрессивно по отношению к доходам и социально несправедливо по отношению к бедным слоям населения.

Косвенное налогообложение создает более благоприятные условия для сбережений, оно в большей степени (особенно на промежуточном и вертикальном участках кривой совокупного предложения), чем прямое налогообложение, реализует принцип экономической эффективности. Косвенные налоги, в частности НДС, активно выполняют роль встроенных автоматических стабилизаторов в рыночном хозяйстве, быстро реагирующих на изменение экономической ситуации и направленных на подавление инфляции. В то же время применение косвенного налогообложения на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения может существенно ограничить темпы экономического роста.

Косвенное налогообложение нейтрализует вмешательство государства через налоговую политику в экономические процессы, обеспечивая анонимность, поскольку является скрытой формой налогов. В результате этого сопротивление косвенным налогам меньше, чем прямым, и нередко протест населения направлен против повышения цен, а не против увеличения налогов.

Косвенные налоги в большей степени, чем прямые, выполняют фискальные функции налоговой системы. Их легко взимать, так как время реализации товара и уплаты налогов совпадает. Покупатель не может уклоняться от уплаты налога с продажи, иначе ему просто не продадут товар.

Косвенное налогообложение отвечает требованиям традиционного технократического подхода к установлению налогов как обязательным платежам государству, которые не требуют от последних никаких ответных обязательств и общественного контроля за расходованием собранных налогов.

Косвенные налоги в меньшей степени, чем прямые, находятся под воздействием социально-политических процессов и в меньшей степени представляют собой демократический институт. Динамика косвенного налогообложения отражает процессы усиления или ослабления демократизации общества. Она нередко символизирует скрытые процессы бюрократизации общественного строя, отчуждения государства от граждан-налогоплательщиков.

Прямые подоходные и имущественные налоги в условиях существования монопольных структур могут быть включены в цену и превратиться в косвенные налоги, а косвенные налоги при их дифференциации в пользу бедных слоев населения могут стать прямыми.

В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности действия принципа эффективности и справедливости в сфере косвенного налогообложения, например акцизного налога. Это требует прежде всего раскрытия понятия налогового бремени и механизма его пееложения. Сфера переложения индивидуального, корпоративного и поимущественного налогов отличается от сферы переложения налога с продаж и акцизного налога. В условиях свободной конкуренции возможность переложения налогового бремени при взимании налогов с доходов граждан ограничена и мала. Однако имеются исключения. Так, налоги с доходов работников на монопольных рынках медицинских, правовых, научно-образовательных услуг и налоги с заработной платы наемных работников на монопольном рынке могут быть включены в монопольно высокие цены и переложены на население, на основную массу потребителей.

Аналогичная ситуация складывается по отношению к корпоративной прибыли. В условиях свободно-конкурентного рыночного хозяйства вся тяжесть налогов ложится на корпорации. Однако в условиях их монопольного положения на рынке налоговое бремя через установление более высоких цен перекладывается на потребителей, целиком или частично распределяясь между акционерами и предприятиями-смежниками. Что касается имущественного налога, то большая часть его бремени падает на собственника этого имущества, так как он лишен возможности переложить его на кого-либо другого. В первую очередь, речь идет о налоге на землю, на дом и личное имущество. Однако при налогообложении арендуемого имущества налоговое бремя может быть переложено на арендатора путем установления повышенной арендной платы. Если арендатор — хозяйствующий субъект является монополистом на рынке, то он через повышенную цену переложит налоговое бремя на конечного потребителя.

Сферой переложения косвенных налогов, а именно налогов продажи и акцизных налоговых платежей, как правило, являются потребители, покупающие налогооблагаемые товары и услуги. Как отмечают Р. Макконнелл и С. Брю, существуют некоторые различия в характере перенесения налогов с продаж и акцизных налогов. У потребителей пространство для переориентации с налогооблагаемых на не налогооблагаемые товары-заменители при применении налога на продажу меньше, чем при введении акцизных налогов, поскольку охват налогообложением в первом случае обширнее, чем во втором. При акцизных налогах, которыми облагаются некоторые товары, не имеющие заменителей (например, налог на бензин, сигареты, вино-водочные изделия), приходится иметь дело с ситуацией, аналогичной ситуации с налогами на продажу. Здесь продавцы могут повышать цены, не опасаясь того, что это повлечет использование потребителями других альтернативных видов товаров и услуг. В результате этого налоговое бремя перекладывается на потребителя.

В сфере косвенного налогообложения оценка справедливости и эффективности налогов производится с позиции равнонапря-женности налогового бремени между потребителем и продавцом, а также минимизации излишнего налогового бремени.

С развитием рыночных отношений усиливается роль акцизных налогов и налога на продажу. XX в. характеризуется резким возрастанием роли прямых, подоходных налогов. Возникшие в начале века корпоративные формы организации производства породили такую разновидность подоходного налога, как налог на прибыль корпорации.

Например, в США до 40-х годов XX в. налоги на прибыль корпораций превышали поступления от индивидуальных подоходных налогов. Вплоть до 1968 г. здесь в общих доходах федерального бюджета поступления налогов на прибыль корпораций занимали второе место, только в 70-е и 80-е годы в связи с ростом социальных платежей корпорационный налог оказался отодвинутым на третье место.

Система подоходных налогов включает механизм автоматических стабилизаторов, быстро реагирующих на изменение экономической ситуации и позволяющих сглаживать циклический характер развития современного производства.

XX в. и особенно его вторая половина отмечены развитием индивидуального подоходного налога. Становление и развитие этого вида налога обусловлено не только экономическими факторами, но прежде всего социально-экономическими процессами. Преобладали тенденции к более равномерному распределению налогового бремени между разными слоями населения в соответствии с их платежеспособностью, а также к компромиссам и социальному миру. Индивидуальный подоходный налог как демократический институт наиболее полно реализует себя при развитой демократии и всеобщей избирательной системе, в условиях правового государства, когда уважаются права человека, соблюдается принцип равенства и социальной справедливости и когда велика роль гражданской ответственности членов общества.

Индивидуальное подоходное налогообложение как демократический институт требует общественного контроля осуществления налоговой и бюджетной политики государственным аппаратом, государственной властью, их подотчетности гражданам-налогоплательщикам. Для индивидуальных подоходных налогов характерна высокая социальная чувствительность, т.е. высокая степень реакции граждан-налогоплательщиков на изменение их уровня. Реформа индивидуального подоходного налогообложения непосредственно сказывается на политической и социальной стабильности общества. Нередко политические лидеры и партии теряют свою репутацию в связи с недооценкой оппозиции населения к устанавливаемым новым подоходным налогам, т.е. в связи с игнорированием так называемой налогофобии у народа.

Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 27.11.2016 2016-11-27

Статья просмотрена: 1689 раз

Библиографическое описание:

Волохатая И. В., Плахов А. В. Перспективы развития косвенного налогообложения в РФ // Молодой ученый. — 2016. — №25. — С. 260-262. — URL https://moluch.ru/archive/129/35822/ (дата обращения: 24.08.2018).

В формировании бюджета страны большую роль играет косвенное налогообложение. Современная налоговая система в России начала существовать в январе 1992 года. Тогда вступили в действие законы: «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах». Именно эти налоги играют основную роль в РФ, и относятся они к косвенным налогам.

Косвенные налоги — это источник бюджета, наиболее независимый от колебаний и спада экономики. Высокая доходность — главное преимущество данного налогообложения.

Косвенное налогообложение Российской Федерации представлено акцизами, (до 2005 г. — таможенными пошлинами, которые были выведены из состава налоговых доходов) и налогом на добавленную стоимость, о необходимости которого не утихают споры. [2]

Проанализируем поступление НДС в бюджетную систему РФ на 1 января 2014–2016 гг.

Поступление НДС вбюджетную систему РФ на 01 января 2014–2016гг. [1]

Наименование

01.01.2014

млр.руб

НДС всего, в т. ч.:

-НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

-НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

Так, на 1 января 2016 г. зафиксировано повышение поступлений от НДС на 679,84 млн руб. по сравнению с показателями 2014 г. На объемы поступлений большое влияние оказал переход к обязательному определению даты возникновения обязанности по уплате налога на добавленную стоимость всеми налогоплательщиками по методу начисления. Уплате налога по методу начисления может увеличить доходы федерального бюджета.

В 2015 г. доходы федерального бюджета от НДС, администрируемого ФНС России, составили 2821,5 млрд. руб. против 2438,13 млрд. руб. в 2014 г., т. е. увеличение поступлений по сравнению с предыдущим годом на 383,37 тыс. руб.

Много раз выдвигались предложения о замене НДС налогом с продаж или налогом с оборота. Важным аргументами в пользу отмены НДС являются: 1) нагрузка на высокоэффективный бизнес, который имеет высокую долю добавленной стоимости, (почти 1/5 от оборота); 2) предприятия являются заложниками своих поставщиков; 3) налог изымает оборотные средства предприятия независимо от доходности предприятия; 4) значительные издержки по учету и исчислению; 5) сравнительная легкость искажения деклараций; 6) реимпорт товаров. [2]

Так же у НДС имеются недостатки, связанные с администрированием, которые делают его неэффективным в Росси и в других странах. Для стимулирования производства продукции целесообразно было бы: снизить ставку налога на 1 %, т. е. взимать его по ставке 12 %, но сохранить его льготную ставку в 10 %, чтобы избежать рост цен на потребительские товары, и упростить механизм расчета.

В рамках антикризисных мер и мер по поддержке экспорта необходимо установить порядок вычета сумм налога на добавленную стоимость по товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 0 %, в порядке, аналогичном порядку, применяемому по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставкам в размере 10 и 18 процентов.

Акцизы так же относятся к косвенным налогам. Акцизом облагается вся стоимость товаров, включая материальные затраты.

В 2015 году ставки акцизов на большинство видов подакцизных товаров увеличились в среднем на 20 %, на спиртосодержащую продукцию и этиловый спирт на 25 %, по сравнению с предыдущими годами.

Динамика поступления акцизов в федеральный бюджет РФ представлена в таблице 2.

Поступление акцизов вфедеральный бюджет РФ на 1 января 2014–2016гг. [1]

Наименование налога

01.01.14

01.01.15

01.01.16

Руб.

Акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья

Акцизы на спиртосодержащую продукцию

Акцизы на табачную продукцию

Акцизы на автомобильный бензин,

Акцизы на автомобили легковые и мотоциклы,

Акцизы на дизельное топливо

Акцизы на моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей,

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %

На 01.01.16 год поступление акцизов на табачные изделия составили 379,1 млн руб., что на 11,53 % больше чем 01.01.15 года.

За 2015 год поступления акцизов на автомобильный бензин отсутствуют, а в 2014 году составили 66 млн руб. и по сравнению с 2013 годом увеличились на 62 млн.руб, что обусловлено ростом поступления акцизов на автомобильное топливо в сопоставимых ценах в 2,3 раза. Также очень существенно растут акцизы на автомобили на 01.01.15 по сравнению с 01.01.14 годом, причем на 01.01.16 сумма акцизов заметно уменьшилась, на 5 млн руб.

Еще одним весомым источником, формирующим налог, являются акцизы по алкогольной продукции. Поступление акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья производимый на территории РФ в бюджетную систему РФ 01.01.16 года составили 528 тыс. руб. и по сравнению с 01.01.15 уменьшились на 4 тыс. руб.

Рост объемов продаж ликероводочной продукции обусловлен реализацией проводимой государством политики по уменьшению потребления низкокачественных алкогольных напитков. На 01.01.16 года сумма акцизов составила 51 тыс. руб, что на 41 тыс. руб больше, чем на 01.01.15 года.

На 2017 год предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен, заложенного в основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2017–2018 годов. То есть, предполагается индексация ставки в среднем на 8 % по всем видам подакцизных товаров, кроме сигарет (по этому виду индексация — 17 % на сигареты с фильтром и 30 % — на сигареты без фильтра). [3]

В отношении вин и игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, а также с защищенным наименованием места происхождения установить в два раза более низкие ставки акцизов по сравнению с аналогичными винами без этих характеристик.

Таким образом, перспективы развития акцизов в РФ связаны с уточнением перечня подакцизной продукции, дифференциацией ставок и исчислением и уплатой акцизов на спиртосодержащую продукцию и нефтепродукты.

Косвенные налоги часто критикуют, говорят, что они регрессивны и недемократичны, но в тоже время, они являются оптимальными для нестабильной экономики. Косвенные налоги еще не одно столетие будут использоваться государствами, совершенствоваться и приносить значительные поступления в бюджет.

Развитие косвенных налогов

Косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения страны, являясь в то же время предметом ожесточенных споров и дискуссий по поводу действующей практики исчисления и взимания. В связи с этим возникает ключевая проблема собираемости косвенных налогов. Поэтому в данной статье делается прогноз поступления косвенных налогов Российской Федерации на 2014, плановые 2015 — 2016 годы и определяются перспективы развития косвенных налогов в рассматриваемых годах.

‘> Входит в РИНЦ ® : да

‘> Цитирований в РИНЦ ® : 1

‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет

‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0

‘> Норм. цитируемость по журналу: 3,034

‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:

‘> Норм. цитируемость по направлению: 0,424

‘> Дециль в рейтинге по направлению: 3

‘> Тематическое направление: Economics and business

Смотрите еще:

  • Образцы исковых заявлений о разводе и разделе имущества Исковое заявление о разводе и разделе имущества Подать в суд исковое заявление о разводе и разделе имущества — это как убить одним выстрелом 2 зайцев. При обращении в суд с такими требованиями будут решены 2 вопроса. Это развод […]
  • Закон о вычленении Закон РБ О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с нимСтатья 52. Вычленение изолированного помещения, машино-места из капитального строения (здания, сооружения). Особенности государственной […]
  • Приказ 37 от 2007 года Министерство экономического развития Российской Федерации Приказ Ростехнадзора от 29 января 2007 г. № 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, […]
  • Как поменять страховку на неограниченную Неограниченная страховка Страницы 1 Сообщений 8 1 Тема от Ольга Ивановна 2013-11-10 21:55:13 Ольга Ивановна Тема: Неограниченная страховка Если я купила неограниченную страховку ОСАГО, то надо ли потом вписывать в нее других […]
  • Правила безопасности при выстреле Правила техники безопасности на охоте "Техника безопасности — это учебник по выживанию в обществе, полностью приспособленном для самоуничтожения".(Притча). Главным условием безопасности является твердое знание, и четкое […]
  • Пенсия чернобыльца в 2018 году Для специально оговоренных субъектов, подвергшихся воздействию неблагоприятных факторов и явлений, государство гарантирует особые меры соцподдержки. Для лиц, пострадавших от неблагоприятных последствий катастрофы на ЧАЭС, […]