Закон о судейской системе

Содержание:

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 N 1-ФКЗ ст 13 (ред. от 29.07.2018)

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Закон РФ «О судебной системе в РФ»

Судьи и присяжные заседания в Российской Федерации наделены судебной властью. Другие лица не могут осуществлять правосудие. Судебная система в Российской Федерации — самостоятельная структура. Она действует независимо от исполнительной и законодательной власти.

Система включает в себя следующие виды судопроизводства:

  • Гражданский;
  • Конституционный;
  • Административный;
  • Уголовный.
  • На основании конституции РФ и Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» создается судебная система РФ.

    Правила судопроизводства должны быть соблюдены всеми мировыми судьями и инстанциями. Система предусматривает принципы и нормы международного права. Деятельность осуществляется на основании международных договоров РФ, а также конституций и иных законов «О суд. системе» субъектов РФ.

    Описание закона РФ «О судебной системе»

    Судебная система Российской Федерации должна быть единой.

    Единство обеспечивается путем:

  • Общепринятых норм и Конституцией Российской Федерации;
  • Соблюдения общепринятых правил судопроизводства;
  • Применения всеми судами норм и правил Конституции РФ, федеральных законов, конституционных законодательств, норм международного права и международных договоров РФ и иных законов, предусмотренных субъектами РФ;
  • Признания законодательного исполнения предписаний и постановлений, вынесенных органами и вступивших в законную силу;
  • Привлечения денежных средств из бюджета для финансирования мировых судей и федеральных инстанций.
  • Судебная справедливость в РФ устанавливается только судами, деятельность которых соответствует Конституции Российской Федерации и Федеральному закону 1 ФКЗ. Самостоятельно создавать суд, деятельность которого не соответствует законодательству, запрещается.

    Судебная система в Российской Федерации состоит из конституционных инстанций и мировых судей.

    В состав федеральных судов входят:

    • Верховные;
    • Конституционные;
    • Специализированные;
    • Арбитражные. (Рассмотрите ФЗ об арбитраже более детально: )
    • В состав судов субъектов РФ входят:

      Закон «О судебной системе» состоит из 5 глав и 38 статей.

      Краткое содержание законодательства:

    • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
    • Глава 2 — Определяет основы статуса судей в РФ;
    • Глава 3 — Перечисляет инстанции и их полномочия;
    • Глава 4 — Описывает заключительные положения;
    • Глава 5 — Описывает порядок ведения действующего законодательства.

    Закон был принят Государственной Думой 23 октября 1996 года, а одобрен спустя 3 дня. 5 февраля 2014 года были внесены изменения в действующее Федеральное законодательство.

    Скачать ФЗ «О судоустройстве»

    Если постановления вступили в законную силу, они обязательны к исполнению для всех органов без исключения. Постановление может быть вынесено судом, мировым судьей или инстанциям субъектов РФ. Если постановление не исполняется в установленные сроки, эти действия приравниваются как неуважение к руководителям заседания. В следствии чего предусматривается ответственность на основании федерального законодательства. Если на территории Российской Федерации выносится постановление в отношении иностранных граждан, то обязательства по исполнению определяются международными договорами РФ.

    Чтобы скачать последнюю редакцию закона с внесенными изменениями, перейдите по ссылке.

    Изменения ФЗ «О судебной системе РФ»

    Как уже говорилось выше, последние изменения в Федеральный закон были внесены 5 февраля 2014 года. Изменения коснулись следующих статей:

    Статья 4

    При последней редакции был изменен пункт 3. Он перечисляет учреждения, которые относятся к федеральным инстанциям.

    Статья 10

    В новой редакции говорится о том, что делопроизводство и судопроизводство — процессы, которые ведутся на государственном языке. В других инстанциях судопроизводство и делопроизводство может вестись на языке, который официально был принят на конкретной территории.

    Статья 13

    В п 2 ст 13 говорится о том, что полномочия, которыми наделяются различные инстанции, устанавливаются конституционным и федеральным законодательством «О статусе судей».

    Статья 15

    В ч 2 статьи 15 говорится о ситуациях, на основании которых полномочия судей приостанавливаются или прекращаются. Решение об этом принимает квалификационная коллегия судей. Исключением является достижение судьей предельного возраста или истечение срока деятельности. Также слова «Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с конституционным законом» заменены на «Верховный Суд».

    Стат 17

    В п 1 ст 17 «О системе» были удалены следующие слова «Высший Арбитражный Суд Российской Федерации».

    Статья 20

    Статья была дополнена в первом пункте словами «новыми или».

    Ст 22

    Ст 22 также была дополнена словами «новыми или».

    Статья 24

    Название статьи 24 было переименовано с «Федеральный арбитражный суд округа» на «Арбитражный суд округа».

    Статья 24 ч 2

    В ст 25 «О системе» также были заменены слова с «Федеральный арбитражный суд округа» на «Арбитражный суд округа (арбитражная кассационная инстанция)».

    Статья 30

    Ч 1 ст 30 была изложена в новой редакции. В ней говорится о том, что деятельность судебной системы обеспечивается судебными аппаратами.

    Стат. 31

    Излагается в новой редакции. В ст говорится о том, что судебный департамент обеспечивает правильную работу инстанций, которые созданы в соответствии с конституционным законом.

    Статья 33

    Из статьи 33 «О системе» были удалены следующие слова «Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации».

    Чтобы скачать последнюю редакцию законодательства «О судебной системе» с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

    Поправки к мантии

    По большей части изменения вносятся в конституционный закон о судейском сообществе. Изменения в него потребовались в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, а также их военных аналогов.

    Изменения вносятся в тот же закон, и в той части, которая говорит о дисциплинарной ответственности судей. Появляется новый вид наказания для человека в мантии.

    Следующим законом уточняется порядок формирования состава суда. Прописан правовой статус помощника судьи и о нем появится отдельная статья. Есть в поправках и появление обязательной аудиозаписи суда.

    А теперь об изменениях подробнее. Основные нововведения заключаются в следующем.

    Так, меняется роль председателей судов при назначении судей. Исключается необходимость согласования решения квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи с председателем соответствующего суда.

    Вносятся изменения в федеральные законы для структурного выделения в подсистеме судов общей юрисдикции самостоятельных кассационных и апелляционных судов. Прописаны требования к кандидатам на должности судьей таких судов, расписан порядок наделения их полномочиями, материальное обеспечение этих судей. Всего будет создано 9 кассационных судов в пределах судебных кассационных округов. Законом создается 5 апелляционных судов.

    Закрепляется процессуальный статус помощника судьи и его полномочия. Для чего дополнили УПК РФ новой статьей 244.1 «Помощник судьи».

    Вводится обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в гражданском процессе. Это касается судов первой и апелляционной инстанций. Появляется возможность подачи замечаний, если заметят неточность и неполноту аудиозаписи.

    Аудиозапись судебного заседания будет обязательной, за исключением закрытых судебных заседаний. Участники судебного заседания вправе знакомиться с аудиозаписью процесса. Если не согласны — вносить коррективы.

    Кроме того появляется новое наказание для проштрафившихся судей. Точнее — новый вид взыскания «за совершение дисциплинарного проступка».

    Это — понижение в квалификационном классе. Такое взыскание может налагаться на судью «за существенное нарушение» закона о статусе судей и (или) кодекса судейской этики. Понижение в квалификационном классе грозит, если судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию. Понижать класс будут квалификационные коллегии судей, которые тщательно разберут каждый конкретный проступок коллеги.

    Войдите, Фемида!

    О том, какие новации содержит в себе законопроект, внесенный Верховным судом в Госдуму, мы попросили рассказать председателя Комитета по государственному строительству и законодательству нижней палаты парламента Павла Крашенинникова.

    Павел Владимирович, непосвященному человеку нелегко разобраться в опубликованном объемном законопроекте. Какие перемены предлагается произвести, чтобы наш суд стал действительно таким, как ждут люди — честным, непредвзятым, независимым. Словом, хорошим судом?

    Павел Крашенинников: Для краткости и лучшего понимания я бы выделил три основных направления или блока изменений, необходимость которых обсуждается: создание отдельных, я бы сказал, обособленных инстанций в судах общей юрисдикции, изменение судопроизводства с целью освободить председателей судов от излишних функций, и повышение ответственности судей.

    Судебная реформа идет у нас с 90-х годов, и многое в этой сфере уже сделано.

    В последние годы активно обсуждалась необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций и их выделения в отдельные, надрегиональные суды.

    Лично я сторонник такой идеи и поддерживаю ее.

    В новом законопроекте предложен именно такой подход.

    Однако, и апелляция, и кассация существуют в судах и ныне. Кассационная инстанция традиционно была всегда, а не так давно ввели и апелляцию, говорили об этом как о большом достижении. Разве она не оправдала себя, в чем же новшество?

    Павел Крашенинников: В системе судов общей юрисдикции действуют мировые, районные, областные суды, а также Верховный суд. Все они рассматривают дела по первой инстанции, то есть в полном объеме, даже Верховный суд — по определенным категориям дел. Но основная масса таких дел приходится на районные и мировые суды.

    В случае, если одна из сторон процесса не согласна с вынесенным решением, она может оспорить его в следующей инстанции — в апелляции, а затем еще и в кассации. Второй инстанцией, апелляционной, для районных судов являются областные. Если же решение и областного суда покажется несправедливым, человек обращается с кассационной жалобой, ее рассматривает уже президиум областного суда.

    Все вроде бы правильно, выстроена многоуровневая система защиты прав и интересов граждан. апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы. Но находятся они в одном суде, где один председатель, одни и те же люди в аппарате суда, а сам суд так или иначе завязан на властные структуры одного региона. Все это порождает вопросы и о коррупции, и о давлении, и о реальной независимости судей.

    Законопроект предлагает создать самостоятельные апелляционные и кассационные суды со своим штатным составом, зданиями, материально-технической базой и финансовым обеспечением. При этом границы их компетенции не будут совпадать с границами субъектов Федерации, в новые судебные округа будут входить, в зависимости от количества населения, по нескольку регионов. Это позволит сделать суды более самостоятельными и независимыми, вывести их из-под возможного влияния коррупционных связей, либо «телефонного права».

    Как будут формироваться новые судебные округа и какое название получат суды?

    Павел Крашенинников: В проекте закона предложены территориальные границы компетенции апелляционных и кассационных судов. Всего решено создать пять апелляционных и девять кассационных судов общей юрисдикции. Например, чтобы Первый апелляционный суд рассматривал дела по жалобам, представленным на судебные акты 20 областных судов центральной России и Калининградской области, а также Балтийского флотского военного суда. По Второму апелляционному суду предлагается охват территории тоже в 20 субъектов, включая Москву, Санкт-Петербург, северо-восточные регионы, находящиеся на этих территориях военные суды.

    Похожим образом будут сформированы 9 кассационных судов общей юрисдикции и соответствующих судебных кассационных округов, с той лишь разницей, что количество входящих в них регионов будет поменьше. Названия они также получат: Первый, Второй и т.д. кассационный суд общей юрисдикции.

    Где будут располагаться вновь созданные суды, не слишком ли широкими окажутся границы их компетенции? Несколько субъектов — это гигантские территории, как говорится, не ближний свет. Не ограничится ли доступность суда для жителей отдаленных местностей?

    Павел Крашенинников: В проекте закона содержатся предложения о размещении судов. Но это непростой вопрос, он будет прорабатываться. Здесь необходимо учитывать экономическую и судебную активность, транспортную составляющую, а также уровень преступности по регионам. Кроме того, имеет значение и наличие в городах апелляционных и кассационных арбитражных судов, чтобы в основном не располагать в одних и тех же городах по несколько судов. Все эти критерии должны приниматься во внимание.

    Другой важный вопрос — доступность правосудия. Сейчас запущено использование видеоконференцсвязи в судах. И эта технологическая составляющая играет большую роль, поэтому проблема доступности правосудия в значительной степени решена. Еще 5-10 лет назад это было бы невозможно.

    Вместе с тем законопроект устанавливает, что в целях приближения правосудия к месту нахождения или жительства лиц, участвующих в деле, в составе суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда, но осуществляющее его полномочия.

    Самостоятельные судебные округа, не совпадающие с границами административного деления и соответствующие им суды давно созданы в системе арбитражных судов и неплохо работают. Их опыт учитывался при подготовке нового закона?

    Павел Крашенинников: Мне довелось принимать непосредственное участие в реформе арбитражной системы. Ее опыт действительно положительный. Но она менее разветвленная — там нет районных судов, нет мировых. А в судах общей юрисдикции круг вопросов значительно шире — тут рассматриваются и уголовные дела, и гражданские, включая трудовые, семейные, административные споры.

    Новая реформа не затронет сложившуюся систему арбитражных судов?

    Павел Крашенинников: Глава государства на недавнем собрании, посвященном 95-летию Верховного суда, дал положительную оценку объединению Верховного и Высшего арбитражного судов. Каких-либо других перемен в арбитражной системе не намечается, она будет продолжать работу в сложившихся правилах.

    По аналогии с этим объединением любители реформ предлагали объединить с Верховным судом еще и Конституционный суд. На ваш взгляд, это от лукавого?

    Павел Крашенинников: Президент в День Конституции 12 декабря подчеркнул, что объединения наших высших судов — Конституционного и Верховного не будет. Таким образом, можно считать, что глава государства поставил в этом вопросе точку.

    Создание новых судов высокого ранга потребует судейского резерва и немалых расходов. Бюджет выдержит?

    Павел Крашенинников: Роста судейского корпуса не будет. Дело в том, что апелляционная и кассационная инстанции есть в сегодняшних областных судах, эти люди и перейдут в новые суды, а их меньше. Поэтому в проекте закона содержатся предложения по выплате выходных пособий тем гражданским служащим, кто не войдет в новые структуры, либо не захочет переехать к новому месту работы.

    Естественно, потребуются расходы на новые здания и помещения судов, их обустройство, переезд судей и их семей, но это не такие траты, которые могут создать угрозу бюджету. В приложениях к законопроекту все детально просчитано.

    Критики сегодняшней судебной системы называют одной из главных проблем зависимость судей от «внепроцессуального воздействия» председателей судов. В их руках — все ресурсы, они могут влиять на распределение дел между судьями, возможно, с определенным умыслом, многие «прирастают» к своим креслам, так долго в них сидят. Звучат голоса, что надо не назначать, а выбирать судей, как, например, выбирают депутатов.

    Павел Крашенинников: Поправки устраняют многие недочеты в работе судов. Принятие данного закона потребует большой работы по внесению изменений в законодательство о судоустройстве и в процессуальные кодексы. В нашем Комитете имеются наработки и предложения по этим проблемам, конечно, мы ими поделимся.

    Что касается предложений об освобождении председателей суда от разного рода хозяйственных забот, внедрении жеребьевки в распределении дел, исключающей возможные коррупционные умыслы, то это дело не техническое.

    Скажем, одни судьи устойчивы к резонансным, громким делам, другие более подвержены давлению внешней среды. Надо все учитывать, речь идет о судьбах людей.

    Поэтому нужно смотреть конкретные законодательные инициативы, обсуждать. Это еще предстоит.

    Также есть предложения по сокращению сроков работы председателей судов и возможности их повторного назначения, и о мерах воздействия на судью, если он по тем или иным причинам совершил судебную ошибку. В частности, возможно понижение классной квалификации, что влияет и на зарплату, и может иметь превентивный характер. Все это еще должно обсуждаться.

    Что касается выборности судей, мне кажется, эта идея попахивает популизмом.

    Депутат представляет волю своих избирателей в выборном органе власти, в этом его главная обязанность. А обязанность судьи — выносить юридически значимые решения в полном соответствии с законом, который нужно хорошо знать и понимать.

    Здесь нужен специалист, профессионал, а не просто человек, пользующийся доверием.

    После того, как глава государства год назад поставил задачу подготовить проект судебной реформы, в обществе и СМИ шло широкое обсуждение, звучали самые разные предложения. Учтены ли мнения в нынешнем законопроекте?

    Павел Крашенинников: Проект нового закона готовился не в вакууме, было много разных встреч и обсуждений среди юристов, в судейском и адвокатском сообществе, с представителями бизнеса, деловых кругов, общественностью. На собрании в Верховном суде Владимир Владимирович Путин сказал, что и он тоже принимал участие в подготовке намечаемых преобразований. Я не сомневаюсь, в процессе чтений в Госдуме поступит еще масса предложений, все они будут рассмотрены самым внимательным образом.

    Эксперты «РГ» дают советы по решению конкретных судебных дел в рубрике «Юрконсультация»

    Закон о судейской системе

    Федеральный конституционный закон (проект N 11 5 938-4 ) «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации«», внесенный Президентом РФ. Закон подписан Президентом (от 5 апреля 2005 года N 2-ФКЗ);

    Федеральный закон (проект N 1 1 5953-4 ) « О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» », внесенный Президентом РФ. Закон подписан Президентом (от 5 апреля 2005 года N 33-ФЗ).

    Законами предусматривается установление единого для всех судей предельного возраста пребывания в должности судьи – 70 лет. Для впервые назначенных судей федеральных судов сохраняется трехлетний испытательный срок. Для всех действующих судей Конституционного Суда отменено ограничение 15 годами срока их полномочий. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом субъекта Федерации, но не более чем на пять лет. Повторное и последующие назначения (избрания) мирового судьи осуществляются на срок, устанавливаемый региональным законом, но не менее чем на пять лет, до достижения им предельного возраста 70 лет.

    До 31 декабря 2004 года действовала редакция Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которой полномочия судьи в РФ (за исключением впервые назначенных судей районных судов и мировых судей) не были ограничены определенным сроком. С 31 декабря вступило в силу положение Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ, согласно которому возраст судьи ограничен 65 годами (за исключением судей Конституционного Суда).

    Поправкой, принятой во втором чтении, зафиксировано, что продление возраста до 70 лет относится к судьям, не достигшим на день вступления в силу данных изменений возраста 65 лет. В результате в период с 31 декабря 2004 года по 4 апреля 2005 года судебной системе удалось избавиться от значительного числа судей, достигших к этому времени 65 лет, чьи полномочия до 31 декабря 2004 года не были ограничены сроком. Предложение Высшего Арбитражного Суда о придания норме, увеличивающей возрастной ценз судей, обратной силы, было отклонено. В итоге, сначала, с использованием закона от 15 декабря 2001 года, к судьям была применена обратная сила ухудшающего закона, а затем, с принятием рассматриваемых законов, улучшающих их положение, действие этих законов не было распространено на тех, чей статус был необоснованно принижен.

    Сохранение же трехлетнего испытательного (а скорее – воспитательного) срока для впервые назначаемых судей федеральных судов противоречит принципу единства статуса судей, закрепленному в законе «О судебной системе в Российской Федерации».

    11 марта принят в первом чтении проект федерального закона N 66 9 41-4 «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации«», внесенный Верховным Судом РФ.

    Законопроект состоит из нескольких весьма спорных положений.

    Предлагается, как исключение из общего запрета занятия оплачиваемой деятельностью, разрешить судьям входить в состав выборных органов и органов управления жилищных, дачных и садовых объединений, членами которых он состоит. Такое совмещение может, как представляется, приводить к конфликту интересов.

    Вызывает удивление предложение предоставить судье, пребывающему в отставке, право занимать должности прокурора, следователя, дознавателя, сохраняя при этом и звание судьи, и принадлежность к судейскому сообществу. Действующая редакция закона исключает такую возможность.

    Исключение из закона указания на публикацию в объявлении об открытии судейской вакансии времени и места рассмотрения поступивших заявлений снижает гарантии прозрачности принятия решения о наделении судьи полномочиями.

    Проект предлагает наделить председателя суда субъекта РФ полномочиями переводить мирового судью или судью федерального суда на другой судебный участок или в другой районный суд того же субъекта РФ с письменного согласия судьи. Как обоснованно указывается в заключении Правового управления Госдумы, данная новелла «нарушает конституционный принцип несменяемости судей, а применительно к мировым судьям, кроме того, вторгается в компетенцию законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, наделенных правом своими законами устанавливать порядок назначения (избрания) мировых судей. С практической стороны подобное законодательное решение будет означать, что распоряжением председателя суда субъекта Российской Федерации будет корректироваться Указ Президента Российской Федерации о назначении судьи районного суда либо постановление законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о назначении мирового судьи».

    Предполагается еще более усложнить процедуру принятия решения о привлечении судьи к административной ответственности. Согласно проекту, оно должно приниматься с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Такое же согласие предлагается получать для осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу). Такое дополнение направлено на повышение гарантий неприкосновенности судьи и – единственное в законопроекте — заслуживает внимания.

    С учетом многочисленных критических замечаний, высказанных в Думе, окончательная редакция проекта будет, скорее всего, существенно отличаться от принятой в первом чтении.

    16 марта принят во втором и третьем чтении Федеральный закон (проект N 1132 1 2 -4 ) « О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации»», внесенный членом Совета Федерации Рамазаном Абдулатиповым. Закон подписан Президентом РФ (от 31 марта 2005 года N 26-ФЗ).

    Законом исправлен казус, вкравшийся в указанный Федеральный закон: примененная в его первоначальной редакции формулировка « граждан соответствующего муниципального образования» заменена словами «граждан, проживающих в соответствующем муниципальном образовании».

    Новости Республики

    Федеральный конституционный закон о судебной системе РФ

    Глава 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Статья 11. Судьи

    1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

    2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

    3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Заработная плата (денежное содержание) судьи не может быть уменьшена в течение всего времени пребывания его в должности.

    Статья 12. Единство статуса судей

    Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

    Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

    1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

    2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

    3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

    Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

    Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет.

    Статья 15. Несменяемость судьи

    1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

    2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие в соответствии с федеральным конституционным законом.

    Статья 16. Неприкосновенность судьи

    Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

    Госдума приняла закон о совершенствовании судебной системы

    МОСКВА, 17 июля. /ТАСС/. Госдума на заседании во вторник приняла в третьем, окончательном чтении проект закона о совершенствовании судебной системы и унификации процессуального законодательства. Инициатива была внесена на рассмотрение президентом РФ в конце марта.

    Согласно пояснительной записке, «законопроект направлен на совершенствование судебной системы и обеспечение доступа граждан и организаций к правосудию, его максимальной открытости и прозрачности, реализации принципа независимости и объективности при вынесении судебных решений».

    Документ унифицирует ряд положений процессуального законодательства в части, касающейся закрепления процессуального статуса помощника судьи. В частности, аналогичные нормы, которые уже содержатся в Арбитражном процессуальном кодексе (АПК) РФ, предлагается включить в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК) РФ и Кодекс административного судопроизводства (КАС) РФ.

    Кроме того, в соответствующие статьи ГПК, АПК и КАС вносятся корреспондирующие изменения, касающиеся процессуальных полномочий помощника судьи. Одновременно законопроектом предусматривается обязательная аудиозапись судебных заседаний по гражданским и уголовным делам в судах первой и апелляционной инстанций, а также возможность подачи замечаний относительно ее неточности и неполноты.

    Также предлагается ввести основной способ формирования состава суда путем использования автоматизированной информационной системы. «Такой способ исключит влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс и позволит укрепить самостоятельность и независимость судей», — поясняется в сопроводительных документах. В них же указывается, что это связано в том числе с необходимостью выполнения рекомендаций Комитета министров Совета Европы.

    «Внесение предлагаемых изменений в Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Кодекс административного судопроизводства РФ будет способствовать повышению объективности, независимости и прозрачности судебной системы», — заключается в пояснительной записке.

    Смотрите еще:

    • Приказ мю no 142 Приказ Министерства юстиции РФ от 22 августа 2014 г. № 178 "О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 20.05.2009 № 142 «Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер […]
    • Образец заявления в налоговую на социальный налоговый вычет Образец заявления на возврат НДФЛ за лечение Актуально на: 21 февраля 2017 г. ​Образец заявления на возврат НДФЛ за лечение К доходам физлица, облагаемым по ставке 13%, могут быть применены социальные налоговые вычеты, в т.ч. на […]
    • Стадия проверки заявления о преступлении Комментарий к СТ 144 УПК РФ Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении Комментарий к статье 144 УПК РФ: 1. Комментируемая статья регламентирует предварительную процессуальную проверку сообщений о […]
    • Расчет госпошлины калькулятор общая юрисдикция Калькулятор расчета госпошлины Предназначен для расчета суммы государственной пошлины, которую необходимо оплатить при подаче искового или иного заявления в суд общей юрисдикции или арбитражный суд, а также для ознакомления с […]
    • Приказ 555 2013 года Приказ Министра обороны РФ от 14 августа 2013 г. N 555 "О вещевом обеспечении в Вооруженных Силах Российской Федерации на мирное время" (утратил силу) Приказ Министра обороны РФ от 14 августа 2013 г. N 555"О вещевом обеспечении […]
    • Федерального закона от 6 марта 2006 года n 35-фз Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ"О противодействии терроризму" С изменениями и дополнениями от: Принят Государственной Думой 26 февраля 2006 […]